Мир в ТНК-BP

Похоже, война между акционерами ТНК-BP скоро завершится. К концу года у компании может появиться новый менеджмент

TNK-BP International

нефтегазовая компания. Добыча нефти и газа – 78 млн т нефтяного эквивалента (2007 г.). Выручка – $38,7 млрд (US GAAP, 2007 г.). Чистая прибыль – $5,3 млрд. Владельцы – ВР (50% акций), «Альфа-групп» (25%), Access Industries и «Ренова» (по 12,5%).

В среду за столом переговоров встретились основатель «Альфа-групп» Михаил Фридман и исполнительный директор BP Тони Хейворд. Главный обсуждавшийся вопрос – как найти компромисс в конфликте, который длится уже полгода, рассказали «Ведомостям» менеджер ТНК-BP, два источника, близких к BP, и два – к консорциуму российских акционеров ААР («Альфа-групп», Access Industries и «Ренова»). Официально факт встречи и ее итоги представители ТНК-BP и обеих сторон конфликта не комментируют.

Один из собеседников «Ведомостей» утверждает, что Фридман и Хейворд договорились прекратить войну между акционерами. Главным условием перемирия должно стать полное обновление топ-менеджмента ТНК-BP. По его словам, BP согласилась подобрать для компании нового гендиректора взамен Роберта Дадли не из числа своих сотрудников. На это британской компании отведено 4–6 месяцев. После того как кандидатура нового гендиректора будет утверждена ААР, он наберет новую команду топ-менеджеров. Возможно, также Фридман сложит с себя полномочия председателя совета директоров TNK-BP Ltd., а на его место будет избран независимый директор. Пока BP будет искать нового гендиректора, стороны разработают и внесут поправки в подписанное в 2003 г. акционерное соглашение. Источник, близкий к ТНК-BP, подтвердил корреспонденту FT, что Фридман и Хейворд договорились о перемирии. Условия он не раскрыл.

Главный управляющий директор ААР Стэн Половец напомнил, что ААР в июле выносил вопрос о замене Дадли на независимого гендиректора на совет директоров TNK-BP Ltd. Если бы BP согласилась, в отставку подали бы все топ-менеджеры ТНК-BP – чтобы новый руководитель сам сформировал себе команду, говорит он. А вот вероятность ухода Фридмана, который не входит в правление компании, Половец обсуждать отказался. Представитель BP Владимир Буянов вчера повторил, что Дадли остается руководителем компании, а BP продолжает его поддерживать.

Но накануне встречи источник, близкий к BP, рассказывал «Ведомостям», что Фридман и Хейворд собирались обсудить компромиссный вариант по руководству компанией. Он предполагает замену шести ключевых менеджеров ТНК-BP: гендиректора ТНК-BP Роберта Дадли (этого добивается ААР), двух российских вице-президентов – Игоря Майданника (по правовым вопросам) и Бориса Кондрашова (по безопасности), а также, возможно, исполнительных директоров Виктора Вексельберга и Германа Хана. Источник, близкий к одному из участников ААР, подтвердил, что консорциум «готов обсуждать» отставку всех этих людей в обмен на уход Дадли и его замену на кандидата, независимого от BP. Другой источник в концерне утверждает, что вопрос об отставке Фридмана с поста председателя совета никогда не ставился и BP этого не требовала.

Представитель «Реновы» Андрей Шторх говорит, что его компания поддерживает перемирие. Он напоминает, что именно Вексельберг предложил партнерам по ТНК-BP прекратить конфликт на условиях «нулевого варианта». Связаться с представителем Access не удалось.

Впрочем, ААР будет непросто отправить в отставку российских руководителей ТНК-BP, считает один из менеджеров компании. Если Фридман и Вексельберг за свои посты не держатся, то, например, совладелец «Альфы» Герман Хан с удовольствием работает в компании. ТНК-BP – дело всей его жизни, подтверждает другой его знакомый. Хан сыграл ключевую роль в формировании ТНК, которое шло через череду банкротств и корпоративных войн. Самой громкой его победой стало получение контроля над ключевой «дочкой» компании – «Нижневартовскнефтегазом», за который пришлось серьезно повоевать с его гендиректором Виктором Палием. При активном участии Хана ТНК получила и контроль над обанкротившимися «дочками» «Сиданко» – «Кондпетролеумом» и «Черногорнефтью» (на них приходилась половина запасов «Сиданко»).