Под страхом моббинга


Информагентство Washington ProFile со ссылкой на данные американского Института исследований агрессии и травм на рабочем месте констатирует, что ежегодно компании США теряют из-за офисных войн $250 млрд. Эта сумма складывается из многих факторов: снижение производительности труда, потери квалифицированных сотрудников, рост травматизма, оплата больничных, выплаты компенсаций, репутационные издержки и проч.

Эксперт 3R Recruitment Company Валерия Чекалкина говорит, что часто стрессовые ситуации на работе связаны с психологической травлей коллег – так называемым моббингом (от англ. mob – толпа, форма психологического давления коллектива на сотрудника), когда несколько работников в каких-то вопросах оказываются несовместимы с одним человеком и начинают его преследовать (моральным прессингом, реже физическим воздействием), отравляя каждый день его пребывания на работе.

Согласно данным исследования Института Вэйта по предотвращению насилия, жертвами корпоративных преследований в 35% случаев становятся менеджеры. Чаще (в 72% случаев) в роли обидчиков выступали начальники разного уровня. Большинство обидчиков – мужчины, большинство жертв – женщины. Но женщины-начальники предпочитают преследовать женщин-подчиненных. 45% жертв испытывают проблемы со здоровьем, вызванные действиями агрессивных сослуживцев. 40% пострадавших никогда не жаловались на произошедшее. 38% в неофициальной форме сообщали об этом руководителям компании, еще 15% подавали официальный протест начальству в письменном виде. 4% жаловались госструктурам, 3% подавали иск в суд. 64% опрошенных жертв моббинга были вынуждены расстаться с данной работой (они либо ушли сами, либо их уволили), 15% были переведены в другое подразделение той же компании. Лишь в 23% случаев были наказаны (уволены) обидчики.

По мнению Дмитрия Кофанова, консультанта центра профессионального развития NS Consulting, сегодня проявление моббинга в России (как и в США) часто находится вне юридических рамок. «Шутки, картинки и дурные взгляды вряд ли могут стать основанием для судебных исков, – говорит он. – Не думаю, что юристы примут подобные заявления всерьез. А вот дискриминация по какому-либо признаку (о чем говорит ст. 3 ТК РФ и ст. 136 УК РФ) может повлечь наказание должностного лица: от штрафа в размере 200 руб. до лишения свободы до пяти лет (с использованием должностного положения). Но факт дискриминации доказать очень сложно».

Юрист напоминает, что по ст. 237 ТК РФ потерпевшему может быть возмещен моральный ущерб, но суды неохотно рассматривают подобные дела. Даже если ущерб доказан, на миллионы рассчитывать не приходится: выплатят каких-нибудь 3000, которые пошли на оплату приема психотерапевта или адвоката.

«Если вы столкнулись с данным явлением единожды, сохраняйте спокойствие и выдержку, взвешивая «за» и «против» ухода с работы, обдумайте возможности локализации конфликта, – советует Чекалкина. – Если же это явление преследует вас в разных коллективах, обратите внимание на свое поведение: может быть, вам просто следует чаще идти на компромисс, соблюдая негласные правила игры, которые существуют в коллективе».