Въезд бесплатно

Отметивший вчера первые 100 дней на посту мэра Лондона Борис Джонсон собирается отменить знаменитый сбор в 8 фунтов (примерно $16) за въезд автомобилей в центр столицы

Джонсон считает, что бороться с пробками при помощи платы за въезд в центр города неправильно. Его идея – заменить длинные автобусы компактными и расширить проезжую часть. Чтобы лондонцы меньше ездили на авто, Джонсон, заядлый велосипедист, увеличил затраты на строительство велосипедных дорожек с 36 млн до 55 млн фунтов. «Налог – недостаточно эффективный инструмент для борьбы с транспортными заторами, он привел к снижению числа транспортных средств, но не решил самой проблемы пробок», – цитирует Джонсона Тhe Guardian.

Муниципальный налог на въезд автотранспорта в центральную и западную части города был введен в феврале 2003 г. (сначала 5 фунтов, затем повышен до 8). Экс-мэр Кен Ливингстон собирался повысить сбор до 25 фунтов. Налог взимается за въезд в центральную и западную части города с 7 утра до 6 вечера в будни. Платеж можно сделать по sms, телефону, в магазине, через автомат или почту в течение семи дней после получения запроса. Сотрудникам «Скорой помощи» и другим службам уплаченный налог возмещается.

Лондонские автолюбители не жалуются. Как выяснило в опубликованном на этой неделе докладе транспортное управление Лондона, 85% водителей устраивает сумма выплат, 82% довольны ситуацией на дорогах. С момента введения сбора количество авто, въезжающих в центр, сократилось на 70 000, а в западную часть города – на 30 000. Но все снижение приходится на первый год после введения налога.

Пробки в Лондоне есть только по выходным, когда сбор не взимается, говорит сотрудник Russian Axis в Лондоне Вадим Малкин. Если бы налога не было, в центре невозможно было бы ездить, полагает он. Альтернатива – материально стимулировать людей пользоваться общественным транспортом. В Лондоне общественное мнение сформировано: иногда метро пользуются и миллионеры, говорит Малкин. Многие ездят на автомобиле только по личным делам, а на работу – на автобусе или метро, добавляет экономист инвестбанка HSBC Джульет Сэмпсон.

Лондон стал образцом – вслед за ним сборы ввели Рим, Болонья, Милан, Стокгольм, Паланга.

Об аналогичных планах в прошлом мае говорил и мэр Москвы Юрий Лужков. «Дальше заявлений дело не пойдет», – уверен Вячеслав Лысаков, лидер движения автомобилистов «Свобода выбора». Для введения платы нужны перехватывающие парковки с десятками тысяч мест и автоматы для сбора налога.