Бордель без прикрас

В отделе личных коллекций Пушкинского музея показывают полсотни офортов, созданных по графике Дега

К «Семье Кардиналь» Эдгар Дега сделал иллюстрации-монотипии, но они не понравились автору романа Людовику Гелеви. Через 20 лет после смерти художника, в 30-е гг. прошлого века, Огюст Блэзо издал этот роман про закулисье парижской Оперы, проиллюстрировав его офортами по графике Дега.

В это же время Амбруаз Воллар издал перевод «Разговора гетер» Лукиана, рискнув использовать в качестве иллюстраций монотипии Дега на тему повседневной жизни парижского борделя, которые сам художник никогда не выставлял. Единственное, что Воллара смущало, носили ли греческие гетеры во времена Лукиана чулки, на героинях Дега только чулки и были.

Выставка «В пространстве полусвета» – это офорты из этих двух редких книг, хранящиеся в московском частном собрании. Иллюстрации Дега замечательны – грубо натуралистичные сюжеты переданы с помощью жирных линий и грязных пятен. Жриц любви Дега не идеализировал.