Новинки книжных развалов


М.: Альпина бизнес букс, 2008. 496 с. (Серия «Сколково»)

Эпоха потрясений: проблемы и перспективы мировой финансовой системы

Алан Гринспен

«Паника на рынке подобна жидкому азоту – она очень быстро замораживает все вокруг», – считает Алан Гринспен, известный просвещенному читателю как укротитель биржевого краха в США 19 октября 1987 г., когда «рынок рухнул на 508 пунктов – на 22,5%». В дни десятой годовщины российского дефолта уместно напомнить, что это «было крупнейшее в истории внутридневное падение, затмившее даже «черную пятницу» 1929 года, с которой началась Великая депрессия».

В те далекие годы Гринспен вместе с двоюродным братом Уэсли постоянно ходил на пляж в поисках монет и приобрел странную на первый взгляд привычку – при ходьбе постоянно смотреть себе под ноги. Теперь всем, кто спрашивает об этом, он обычно отвечает: «Деньги ищу...».

Еще одна его привычка – чтение запоем литературы по бизнесу. Играя в популярном оркестре Генри Джерома, Гринспен читал в положенные каждому музыканту «двадцатиминутные перерывы», и за вечер ему удавалось «выкроить на чтение около часа». На своей первой работе в Совете национальной промышленной конференции он поразил всех этой своей страстью, и вскоре за ним «закрепилась репутация человека, знавшего все». «В известном смысле так оно и было – я стремился в полной мере овладеть информацией, которая хранилась на библиотечных полках, – пишет Гринспен. – Я читал о баронах-разбойниках, часами просиживал над материалами первой переписи населения 1890 года, выяснял грузоподъемность товарных вагонов минувшей эпохи, анализировал динамику цен на коротковолокнистый хлопок в период после Гражданской войны и изучал массу других деталей, связанных с многообразной структурой американской экономики. Эти занятия не казались мне скучными – совсем наоборот. Вместо того чтобы открыть томик «Унесенных ветром», я с огромным интересом углублялся в отчет «Меднорудные месторождения Чили».

Читателю мемуары Гринспена также не покажутся пресными: в них не только захватывающая автобиография бывшего главы Федеральной резервной системы США, но и свежий взгляд профессионала на современный бизнес и новую экономику стран, где он успел побывать. Посетив Россию, Гринспен пришел к выводу, что в ней «явно отсутствовало доверие к слову, данному другими, особенно незнакомыми людьми. Мы редко задумываемся об этом аспекте рыночного капитализма, однако на самом деле он очень важен. Хотя на Западе у каждого есть право на судебное исполнение договоренностей, однако, если судебного решения требует значительная часть заключенных договоров, судебная система захлебнется».