Ненужный пластик

Число выпущенных российскими банками пластиковых карт перевалило за 110 млн штук. Однако половина из них попросту не используется, подсчитали эксперты ЦБ
М.Стулов

По итогам II квартала 2008 г. более половины эмитированных в стране карт оказались «спящими», сообщил начальник управления развития розничных платежей Центробанка Вадим Кузнецов. «Спящими» в ЦБ считают карты, по которым не было проведено ни одной операции в течение трех месяцев.

Самый высокий процент активных карт – 60–70% – у российских платежных систем, сказал Кузнецов. Всего на 1 июля все отечественные банки выпустили 14,7 млн карт российских платежных систем (ОРПС, «Золотая корона», NCC и т. п.). На эту дату у «Золотой короны» было 3,1 млн активных карт, у ОРПС – 2,8 млн.

«У «Золотой короны», по нашим оценкам, доля активных карт составляет 70–75%», – рассказывает директор платежной системы «Золотая корона» Вадим Грицаненко. Причина в практически полном отсутствии почтовой рассылки кредиток, объясняет он: банки рассылают по почте карты международных платежных систем. А разосланные клиентам карты далеко не все даже активируют, не говоря о постоянном использовании. «По моим оценкам, активируется только 20–25% карт, полученных методом почтовой рассылки», – говорит вице-президент Ситибанка Юрий Топунов. «Сильный рост эмиссии карт международных систем произошел именно тогда, когда банки начали рассылать карты, но объемы операций не выросли пропорционально», – подтверждает Грицаненко.

У системы Visa, по данным ЦБ, более 55,2% активных карт: 29,3 млн штук из 53,1 млн выпущенных, у MasterCard активно 14,5 млн из 43,4 млн выпущенных (33,4%). Заметное различие в доле активных карт банкиры объясняют все той же почтовой рассылкой кредиток. «По доле рынка кредитных карт в России MasterCard опережает Visa. Три крупнейших игрока, рассылающих карты («Русский cтандарт», «Хоум кредит» и «Ренессанс капитал»), выпускают главным образом кредитки MasterCard. ОТП-банк, рассылающий карты Visa, не занимает столь большой доли рынка», – говорит Топунов. Поскольку не все клиенты активируют карты, это размывает долю активных карт этой платежной системы, резюмировал он.

Держателей кредитных карт можно разделить на две категории. К первой относятся те, кто постоянно пользуется ими либо в рамках имеющихся средств на счете, либо для небольших платежей в кредит, который, как правило, гасится в течение льготного периода, рассказывает исполняющий обязанности руководителя представительства MasterCard в России Илья Рябый. Ко второй категории он относит тех, кто получил карту для крупной покупки, совершил ее, а затем долго выплачивает кредит, не совершая операций. Такая карта становится «спящей», объясняет Рябый. По его оценке, в России пока большинство клиентов заводит кредитные карты именно для серьезных покупок. И использовать кредитки для регулярных платежей россиянам еще предстоит научиться, отмечает он. Получить комментарии Visa не удалось.