«Сокол» снизил высоту

Нижегородский авиазавод «Сокол» получил чистый убыток 248,647 млн руб. в первом полугодии. У предприятия возникли проблемы с гражданскими и зарубежными заказами, сейчас завод сосредоточился на отечественных оборонных контрактах

ОАО «Нижегородский авиазавод «Сокол»

Авиастроительное предприятие. Выручка – 3,457 млрд руб. (2007 г., данные компании). Чистый убыток – 14,239 млн руб. Акционеры: ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» – 38%, ЗАО «Депозитарно-клиринговая компания» (номинальный держатель) – 52,8% (данные компании).

В первом полугодии 2007 г. чистая прибыль предприятия составила 251,917 млн руб. Выручка с начала 2008 г. составила 866,095 млн руб. (в первом полугодии 2007 г. – 2,097 млрд руб.), сообщается в отчете предприятия. Пресс-секретарь авиазавода Игорь Черниченко отказался комментировать «промежуточную [не годовую] отчетность». Аналитик «Тройки диалог» Геннадий Суханов отмечает, что цикл производства самолета длинный, выручка и прибыль от заказа не отражаются в отчетности до сдачи самолета.

Пресс-секретарь президента Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК, акционер «Сокола») Константин Лантратов причиной убытков называет опережающий рост закупочных цен на комплектующие (за последние пять лет – более чем вдвое).

Руководитель управления по связям с общественностью Российской самолетостроительной корпорации «МиГ» (размещает заказы на «Соколе») Елена Федорова полагает, что убытки нижегородского завода связаны в том числе с расторжением контракта с Алжиром. По контракту, заключенному в 2006 г., РСК «МиГ» должна была поставить 34 самолета МиГ-29СМТ на $1,3 млрд. Получив в 2007 г. первые 15 машин, алжирская сторона решила их вернуть. Заказчики заявили, что обнаружили в самолетах, которые строили заводы РСК и «Сокол», детали, бывшие в употреблении или низкого качества. Черниченко затруднился сказать, сколько МиГ-29СМТ выпустил «Сокол». Сейчас РСК «МиГ» ведет переговоры о поставках этих самолетов для Минобороны РФ, знает руководитель аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Еще один проект «Сокола» – производство самолетов М-101Т – сейчас заморожен, говорит директор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. 45 М-101Т планировалось поставить для авиатакси Dexter. В парке авиатакси три самолета М-101Т и четыре швейцарских Pilatus РС12. Dexter в мае сообщила, что решила пополнять парк Pilatus и американскими Citation Mustang, а покупать М-101Т больше не будет. Один из владельцев Dexter Сергей Недорослев говорил тогда, что «Сокол» не выполнил заказ для авиатакси, потому что «завален оборонными заказами». Рыбак, впрочем, считает, что проблема с заказом Dexter вряд ли повлияла на финансовые показатели «Сокола» в 2008 г.: на полномасштабное производство М-101Т завод выйдет в 2009–2010 гг.

По словам Федоровой, портфель заказов РСК «МиГ» – более $4 млрд. В основном это зарубежные контракты. «Сокол» участвует в производстве самолетов «МиГ» в кооперации с РСК и является одним из основных заводов, выполняющих эти заказы.

Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов оценивает убыток «Сокола» как «большой»: он составляет четверть выручки. Появление убытка он связывает в основном с ростом цен на сырье и комплектующие, особенно заметным в первом полугодии 2008 г. Однако аналитик считает положение завода стабильным: портфель заказов составляет, по его информации, примерно 17–20 млрд руб. Это заказы на ремонт и модернизацию МиГ-31 до 2015 г., также подписан контракт на изготовление партии Як-130 для ВВС России. Как сообщал в мае гендиректор «Сокола» Михаил Шибаев, контракт предусматривает поставку 12 самолетов в течение трех лет. Завод сейчас строит семь Як-130.