Бизнес остается

Политики осудили Москву за признание независимости Абхазии и Южной Осетии. А зарубежные инвесторы пока не собираются сворачивать работу в России

События в Южной Осетии – чистая политика, заявил президент Mitsubishi Motors Осаму Масуко, на планах компании в России (строит завод в Калужской области) это никак не отразится. В 2008 г. Mitsubishi намерена продать 140 000 автомобилей в России, это будет крупнейший рынок компании за пределами Японии. Политика и бизнес – разные вещи, соглашается с Масуко председатель совета директоров Skoda Auto (сборочное производство под Калугой) Райнхард Юнг: «Компания уже много инвестировала в российский бизнес, у нас есть серьезные планы дальнейшего развития, мы не собираемся от этих планов отказываться». «Мы в России всерьез и надолго. В Европе для General Motors Россия по итогам I квартала заняла второе место в продажах, и мы рассчитываем во втором полугодии быть номером один в Европе», – поддерживает директор по связям с общественностью GM-СНГ Сергей Лепнухов.

«Россия для нас приоритетный рынок, и мы в долгосрочной перспективе приложим все усилия для укрепления конкурентоспособности российского рынка с помощью наших инноваций», – говорит представитель американской Alcoa (владеет в России двумя заводами) и добавляет, что инвестиции в два предприятия Alcoa в России с 2005 г. составят более $760 млн.

Гендиректор Strabag в России Александр Ортенберг вернулся с совета директоров компании в Австрии: «Никакого напряжения не чувствовалось, наоборот, все планы нацелены на укрупнение бизнеса, расширение географии. Со стороны материнской компании были даже упреки в том, что недостаточно быстро развиваемся в России».

События в Грузии никак не повлияли на работу офиса британской BP, говорит ее представитель Владимир Буянов. Вице-президент итальянской Enel, основного акционера ОГК-5, Доминик Фаш сообщает, что Enel работает в России по прежним планам: «Никаких указаний из Рима в адрес российского офиса Enel не поступало». Ни одна из финских компаний не будет ссориться с Россией и сворачивать программы, уверен топ-менеджер энергетического концерна Fortum (контролирует ТГК-10): «Финляндия очень тесно связана с Россией как геополитически, так и экономически и зависит от нее в сфере энергетики».

Президент российского подразделения норвежской Telenor (владеет 29,9% «Вымпелкома») Шелль Мортен Йонсен не ощущает влияния обострения отношений России с Западом: «Межгосударственные отношения – это политика, которая не влияет на деятельность Telenor». Взаимоотношения России и Запада никак не сказываются на работе компании в России, уверяет и представитель концерна Siemens: «Мы работаем в прежнем режиме и пока никаких распоряжений головной компании не было».

Финансовый директор Sucden в России Глеб Тихомиров утверждает, что головная компания не предпринимает действий в связи с политической напряженностью: «Не знаю, получится ли у властей разъединить бизнес и политику, но очень на это надеюсь».

Идет нормальная работа, говорит представитель Международной зерновой компании («дочка» Glencore) Николай Демьянов: «Cорвался контракт о поставках в Грузию, что вполне понятно, но основные потребители на Ближнем Востоке и в странах ЕС продолжают работу с нами».

Представители Райффайзенбанка (русская «дочка» Raiffeisen International) и «Абсолют банка» («дочка» бельгийской KBC Group) сообщили, что не заметили изменений в бизнес-планах или напряженности в отношениях их акционеров с российскими властями.

«Наша материнская компания – политически нейтральная структура, и никаких сигналов [в связи с ситуацией в Грузии] от акционеров мы не получали и не ожидаем», – говорит гендиректор «Эйс жизнь страхование» (российская «дочка» международной страховой группы ACE) Антон Кушнер. «Реакции на кавказские события – ноль, никаких сигналов от материнской компании нет», – говорит гендиректор «Цюрих. Ритейл» («дочка» Zurich Financial Services) Гарри Делба.

«Говорить о сокращении бизнеса в России нет причин, – комментирует глава российского представительства фармпроизводителя Pfizer Режис Ломм. – В 2008 г. российский фармрынок демонстрирует впечатляющие темпы роста – по прогнозам аналитиков, до 30% до конца года. Не думаю, что текущая политическая ситуация изменит курс правительства России на улучшение медицинской помощи в стране и лекарственного обеспечения населения в частности».