Аппетитный рынок

Петербуржцы стали больше тратить в ресторанах и кафе. Темпы роста оборота увеличились

Оборот рынка общественного питания за первое полугодие 2008 г. составил 20,4 млрд руб., сообщает комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ). Это на 40% больше, чем год назад в номинальных ценах. В реальном выражении оборот увеличился на 20,4%. В прошлые годы рост составлял около 16%. Он ускорился из-за увеличения стоимости среднего чека, полагает исполнительный директор компании «Ресткон» Андрей Петраков.

Сеть блинных «Теремок» повысила цены на 12%, ведь на 20–40% подорожали молоко, сыр, сливочное масло, объясняет директор по развитию компании «Теремок» Юлия Дружинина. Средний чек вырос на 10% в силу инфляции на продукты, но посетителей меньше не стало, говорит директор по PR «Ростик групп» Валерия Силина. По словам гендиректора «Паблик фудс» (кофейня «Кофе брейк» и бар Blow up) Павла Мацкина, средний чек в заведениях вырос на 30%, а цены по меню – примерно на 15%. В заведениях ресторатора Михаила Орлова цены и средний чек увеличились, по его словам, примерно на 10–20%. В «Швабском домике» средний чек вырос на 350 руб. до 950–1000 руб., это вызвало уменьшение потока клиентов, сетует управляющая рестораном Наталья Старкова.

«Цены поднимают все, и мы не исключение. Подорожали продукты, и быстрее всего – мясо и рыба», – говорит ресторатор Арам Мнацаканов.

В пивных барах «Толстый фраер» цены выросли в среднем на 10%, но посетителей это не отпугивает, констатирует совладелец и управляющий этой сети Надежда Люблина.

«С повышением благосостояния все больше людей могут позволить себе питаться вне дома», – замечает президент «Евразия холдинга» Алексей Фурсов.

Рынок увеличивается за счет роста уровня достатка и платежеспособности населения, согласна Силина. С января по июнь реальные доходы населения, по данным Петростата, выросли на 2,6%, а в 2007 г. – на 8%. При этом доля населения с максимальным доходом (более 12 000 руб.) во II квартале выросла с 44% до 52%. Мацкин говорит о повышении культуры потребления. Рынок растет и за счет открытия новых точек, замечает Старкова. За полгода в Петербурге открылось 237 новых заведений.

«Развитие рынка происходит по большей части за счет недорогих заведений, которые открываются в спальных районах», – уверен гендиректор компании «Свои в городе» («Строганов стейк хаус», «Русская рюмочная») Леонид Гарбар.

Аудитория ресторанов быстрого питания растет быстрее всего – с 46,8% в первом полугодии 2007 г. до 49,1%, говорит старший аналитик компании «Комкон Санкт-Петербург» Евгений Антипов. Спрос на фастфуд особенно высок, подтверждает коммерческий директор ООО «Амрест» (управляет Pizza Hut и «Ростик’с/KFC») Дмитрий Петров. Из 6149 петербургских предприятий общепита 38% относятся к быстрому питанию, годом раньше их было 35%, подсчитали в КЭРППиТ.

По оценке Мацкина, рост рынка может продлиться не менее трех лет. Заместитель гендиректора сети «Елки-палки» Михаил Имнадзе прогнозирует благоприятное развитие в течение пяти лет. А Петраков полагает, что рынок близок к насыщению и стабилизируется через год.

Препятствовать развитию могут цены на недвижимость. По словам Петрова, подходящие помещения найти несложно, но аренда слишком дорога. В спальном районе ставки для предприятия общепита, по оценке директора по развитию компании Praktis CB Сергея Федорова, примерно $250–500 за 1 кв. м в год, а на Невском проспекте – от $2000 до $10 000. За год они повысились на 20–40%.

Валовая рентабельность ресторанов – 50–60%, операционная с учетом аренды помещения – примерно 20%, говорит директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко. Из-за роста цен на недвижимость в Петербурге она могла снизиться, добавляет он.