Менее $100 за баррель

Цена нефти сорта Urals в пятницу опустилась ниже $100 за баррель. Не смертельно, но уже опасно для нефтяников, насторожены эксперты

Более $100 Urals стала стоить в марте, к июлю достигла $141,7, потом стала падать. Пока нефть приближалась к пику (в мае, когда она подорожала со $102,8 до $124,14), российские нефтегазовые компании чуть ли не каждый день обновляли исторические максимумы капитализации: «Роснефть» дошла до $129,3 млрд (РТС), «Лукойл» – до $96,3 млрд, «Газпром» – до $365,8 млрд.

«Боюсь, нефть и дальше будет дешеветь – ее не поддерживают даже новости о рекордном сокращении запасов в США», – отмечает аналитик UniCredit Aton Павел Сорокин. Но и он, и его коллега из Альфа-банка Константин Батунин еще верят, что ниже $90 цена Urals не опустится. «Если нефть [всех марок] приблизится к такому уровню, ОПЕК решится на сокращение предложения, – уверен Батунин. – Хотя бы на короткий срок нефть снова подорожает».

Почти час (с 17.28 МСК) цена спотовых контрактов на российскую нефть, по данным Reuters, держалась в пределах $99,27–99,99 за баррель. К концу дня Urals вернулась на уровень в $100,15 (-1% к четвергу).

В пятницу тот же «Газпром» стоил, как весной 2006 г., – $205,2 млрд, «Роснефть» – как в ноябре 2006 г. – $83 млрд. Наименее болезненное падение было у «Лукойла» – до уровня этой зимы, $57,5 млрд.

Если падение цен приостановится, то III квартал «не будет смертельным» для российских нефтяников: их прибыли будут примерно как в I квартале, когда Urals стоила в среднем $93,3, считает Сорокин, правда, экспортная пошлина, действующая в августе – сентябре, намного выше, чем тогда, – $68 за баррель (в июле была $54,5, в I квартале – около $43). Но чистая экспортная цена еще превышает уровень января – марта – около $54 за баррель против $50 в I квартале: у «Роснефти» чистая рентабельность была тогда 15,7%, «Лукойла» – 12,7%. И у нефтяников еще есть возможность для компенсации – за счет внутренних продаж нефтепродуктов, например.

Члены ОПЕК совсем не обязательно решат поддержать рынок. По данным опроса Bloomberg, 29 из 32 аналитиков по энергетике считают, что Саудовская Аравия и другие страны Персидского залива, добывающие половину нефти ОПЕК, на этой неделе будут выступать против предложения Ирана и Венесуэлы сократить квоты на добычу. Большинство стран ОПЕК «не хотят, чтобы после объявления о сокращении квот цены подскочили <...> чтобы они еще раз выросли до $150», подрывая рост мировой экономики и спрос на нефть, говорит Майк Уиттнер, нефтяной аналитик Societe Generale.

«Если цены снизятся на 35% с июльского пика до $95 за баррель – а мы думаем, что это произойдет, – то к концу года цены на энергоносители перестанут оказывать повышательное давление на индексы потребительских цен», – говорит Карл Уэйнберг, главный экономист High Frequency Economics. Это позволило бы центробанкам меньше беспокоиться об инфляции и сосредоточиться на поддержке экономики, что положительно сказалось бы на мировых фондовых рынках, полагает издатель бюллетеня Fullermoney Дэвид Фуллер.