Вектор


Ставки по ипотечным кредитам вернулись на уровень 2006 г., констатирует ипотечный брокер «Фосборн хоум». В июле – августе компания зафиксировала рост ставок по лучшим предложениям банков. В августе ставки в валюте доросли до 10,1%, в рублях – до 11,72% годовых. Основные изменения ставок произошли в наиболее рискованных сегментах жилья: заметно подорожали кредиты на новостройки и загородную недвижимость. В августе о повышении ставок объявили «ВТБ 24», Альфа-банк, «Айсиайсиай банк» и др., отмечает «Фосборн хоум».

Совет директоров «Норильского никеля» вчера не стал рассматривать вопрос о выделении энергоактивов. Это было сделано по инициативе UC Rusal, сообщил «Норникель». Вопрос о выделении ОГК-3 и продаже всех остальных энергоактивов был инициирован правлением никелевой компании.

Два потерянных года

По процедуре андеррайтинга большинство банков тоже сделали шаг назад, к более консервативным требованиям, говорит гендиректор кредитного брокера «Кредитория» Михаил Бусыгин. Но ставки по ипотеке никогда не были причиной снижения числа заемщиков, причина – в росте цен на жилье, говорит он. В июле цена квадратного метра увеличилась на 4–5%, а в августе – еще примерно на 1%, сообщает риэлторское подразделение компании. Но пока растут и цены на жилье, и ставки. В сентябре «Фосборн хоум» ожидает продолжения этой тенденции. Так что возврат на уровни двухлетней давности – еще не предел.

Вечная энергетика

UC Rusal, в принципе, не против продажи непрофильных энергоактивов, но ему не нравится схема. Вместо выделения ОГК-3 его также нужно продать и поделить деньги между всеми акционерами, говорит представитель UC Rusal. Алюминиевый холдинг опасается, что найти покупателя на пакет меньше 20% акций ОГК-3 (в случае ее выделения из «Норникеля» такова была бы доля UC Rusal) ему будет сложно. К тому же контрольный пакет, если бы его продавал «Норникель», можно было бы продать дороже. Наконец, UC Rusal, очевидно, не хочется еще по одной компании открывать второй фронт войны с «Интерросом» (владеет 30% акций «Норникеля»).

Уступчивости членов совета директоров «Норникеля» от «Интерроса» также удивляться не стоит. UC Rusal все равно заблокировала бы сделку по выделению на собрании акционеров. К тому же акции ОГК-3 продолжают дешеветь. По итогам 2007 г. из-за их переоценки «Норникель» списал около $800 млн из чистой прибыли, скоро компания опубликует отчет по МСФО за I квартал. Там списаний также не избежать.

Выгодное банкротство

Вчера в московский арбитраж поступило заявление о банкротстве от ООО «Эльдорадо». Эта фирма в августе оспорила в суде итоги налоговой проверки ИФНС № 28 по Москве. Инспекция в феврале 2008 г. проверяла деятельность ООО «Эльдорадо» за 2004–2005 гг. В результате налоговики насчитали претензий на 15 млрд руб. (включая пени и штрафы). Налоговики утверждали, что речь идет об использовании серых схем ввоза товаров. Представители ООО отрицали использование инкриминируемых ему схем. Но с рядом претензий согласились и уже уплатили часть доначисленных налогов, остальное оспорили в суде. При этом представители торговой сети «Эльдорадо» отрицают всякую связь с этим оптовым ООО. Схема не оригинальна. Аналогичным способом действовали «Связной» (претензии на 1,2 млрд руб.) и МИАН (более 1,1 млрд руб.). В обоих случаях компании утверждают, что никак не аффилированы с одноименными группами. Исключив из состава группы проблемный актив, «Эльдорадо» даже нашло деньги, чтобы решить часть проблем, которые этот актив принес (долги компании – под $1 млрд). На следующей неделе будет объявлено о продаже примерно 50% «Эльдорадо» структурам, аффилированным с чешской PPF Group. Суммы от продажи доли в $400–800 млн должно хватить на восстановление работы компании, надеется руководство «Эльдорадо».

Альтруизм и бизнес-логика

Google озаботилась низким уровнем использования интернета в странах третьего мира. Она подключилась к проекту 03b, инвесторы которого (HSBC и ряд других) собираются заказать 16 спутников, благодаря которым количество каналов связи в Африке и ряде других регионов должно резко увеличиться, а доступ в интернет – подешеветь. Это не благотворительность, как может показаться. Чем больше людей пользуется интернетом, тем шире потенциальная аудитория сервисов Google, а для любого сайта большое количество посетителей позволяет выторговать у рекламодателей выгодные условия размещения онлайн-рекламы. Вдобавок в последние годы Google активно разрабатывает бесплатные онлайн-программы, по функциям близкие к продуктам Microsoft и других лидеров софтверного рынка. Если со временем у Google появятся и платные сервисы, то размер ее доходов от них будет прямо пропорционален размеру аудитории. Аналогичные планы и у крупнейшего российского поисковика – «Яндекса». Еще в конце 2007 г. он обещал поучаствовать в решении проблемы недостатка каналов в других городах. В некоторых это уже сделано.