Институт Дерипаски

Как стало известно «Ведомостям», структуры Олега Дерипаски приобрели один из самых крупных НИИ в сфере транспортного строительства
Д. Гришкин

«Базовый элемент»

многопрофильный холдинг. Работает в сферах энергетики, ресурсов, финансовых услуг, машиностроении, строительстве, авиации. Владелец – Олег Дерипаска (в «золотой сотне» Forbes в 2008 г. занял 1-е место с состоянием в $28,6 млрд).

Сделка по покупке контрольного пакета ОАО «Научно-исследовательский институт транспортного строительства» (ЦНИИС) закрылась в августе, рассказал «Ведомостям» директор по инвестициям строительного сектора «Базового элемента» Тимур Супатаев. Переговоры по покупке длились около полугода. В мае на должность председателя совета директоров компании был назначен Яков Ицков, работавший до этого в структурах «Базового элемента». «Работа в составе одного из крупнейших российских промышленных холдингов позволит нам усилить материальную базу института», – говорит заместитель гендиректора ЦНИИС Александр Цернант.

Продавца и сумму сделки стороны не назвали. Согласно отчету предприятия за IV квартал 2007 г., 65% акций института принадлежит ООО «Траст-Ц». По данным «СПАРК-Интерфакс», ООО владеют 19 физических лиц, в том числе гендиректор института Анатолий Сычев, Цернант и др.

ЦНИИС известен как один из основных разработчиков нормативной базы и строительных стандартов, по которым ведется проектирование и строительство большинства сложных транспортных объектов. Институт около 50 лет работал в качестве отраслевого НИИ в структуре Минтранса, в 1993 г. преобразован в ОАО. Помимо научного и инженерного сопровождения проектов предприятие проводит обследование и испытание конструкций и сооружений. Среди основных заказчиков института – «Трансстрой», РЖД, «Метрострой», стройкомплекс Москвы. За последние 15 лет специалисты института спроектировали более 150 объектов, в том числе Большую спортивную арену стадиона «Лужники», ряд объектов Третьего транспортного кольца, Лефортовского и Серебряноборского тоннелей.

«Наша компания получила доступ к технологиям профессионального исследовательского центра в области транспортного строительства», – говорит Супатаев. Ицков добавляет, что «Базэл» инвестирует в развитие института «несколько десятков миллионов долларов». Уже в 2008 г. объемы работ увеличатся на треть, а оборот достигнет 1 млрд руб. «Хорошие проекты и технологии могут сократить расходы на строительство до 20%», – рассказывает Ицков.

«Базэл» выстраивает цепочку от проектирования до эксплуатации. Компания строит большие инфраструктурные объекты, поэтому для нее важен контроль над институтом – это экономия затрат и времени», – комментирует Леонид Афендиков, заместитель гендиректора УК МИАН. По его оценкам, стоимость проектного бизнеса без здания могла составить $18–20 млн. Рентабельность проектного бизнеса Афендиков оценивает в 15–20%.