Контрпропаганда на высшем уровне

У Западной Европы нет собственной внешней политики, США зря тратились на подготовку грузинских военных, российские энергоносители можно переориентировать на восток – главные тезисы выступления председателя правительства перед зарубежными политологами

Вчера Владимир Путин встретился в Сочи с зарубежными политологами на ежегодном заседании дискуссионного клуба «Валдай» впервые как председатель правительства России. Первые два вопроса члены клуба задали при российских журналистах.

Джонатан Стил из британской газеты Guardian спросил, почему войска, вошедшие в Южную Осетию, повели себя агрессивно в отношении Грузии: «Казалось, что это была не политика защиты, а политика реванша».

Путин ответил, что удивлен мощностью пропагандистской машины Запада: «Это потрясающе, удивительно. Это ни в какие ворота не лезет, но тем не менее пролезает». Наши американские партнеры, продолжал Путин, занимались подготовкой грузинских вооруженных сил, тратя огромные средства. «Мы что, должны были утереть кровавые сопли, как в этом случае говорят, и склонить головы? Вы что хотите, чтобы мы размахивали перочинным ножичком, когда против нас используют танки и тяжелую артиллерию? Мы должны были из рогатки стрелять?» – недоумевал Путин. Грузинским войскам следовало ожидать, «что они получат по морде».

«Нельзя [США] вести себя как римский император, надо учитывать интересы партнеров – мы к такой работе готовы», – сказал он. Россия была настроена на диалог, продолжал Путин: «Но нет, надо было и здесь вооруженные силы использовать. Но так нравится стрелять и бомбить, что, казалось, и здесь будет успех. Почему, если в других странах – ни в Афганистане, ни в Ираке – нет успеха, почему решили, что здесь будет успех? И здесь провалились».

Декан факультета политики Кентского университета Ричард Саква спросил, почему за 200 лет Россия не смогла создать стабильных отношений c Западом. «А почему Запад их не создал? – отрезал Путин. – Я не хочу никого обидеть, но сегодня у Западной Европы нет своей внешнеполитической линии. Россия в такой системе отношений функционировать не может и не будет».

Встреча продолжилась за закрытыми дверями. Всего разговор занял 3 часа 15 минут.

«Главная мысль – что нельзя сползти к холодной войне» – осталось впечатление у Александра Рара из Германского совета по внешней политике. «Тональность по отношению к США была неоправданно жесткой», – заявил ведущий эксперт американского Heritage Foundation Ариэль Коэн.

Путин выразил уверенность: Западу все равно нужна Россия, поскольку у них есть глобальные общие проблемы, такие как терроризм, а Европа зависит от российских энергетических поставок, подчеркнул Шаолей Фэн из East China Normal University. Если европейцы думают, что российские нефть и газ им не нужны, то Россия будет продавать их Китаю, передал слова премьера депутат Европарламента Джульетто Кьеза.

Говоря о строительстве трубопровода «Северный поток», Путин предложил: «Дайте достроить трубу, прекратите базар».

Выступление Путина может стать толчком к изменению позиции Запада, хотя эта позиция очень прочная, считает руководитель программ по России и Евразии Королевского института международных отношений британец Джеймс Шерр. Путин надеется на то, что страны Евросоюза будут вести в отношении России в отличие от США более справедливую политику, говорит профессор Тегеранского университета Мехби Санаи.

«Я спросила, как он относится к стремлению Южной Осетии войти в состав России, – рассказала секретарь французской академии наук Элен Карер д’Анкос, сидевшая на встрече по правую руку от премьера. – Путин четко ответил, что признания независимости достаточно, объединения не будет».

Коэна обрадовало отсутствие у Путина претензий на украинскую территорию. «Мне было достаточно важно услышать, что господин Путин исключает возможность военных действий против Украины, включая Крым, – сказал он. – Важно, что в его глазах в его понимании Крым не приравнен к Абхазии и Южной Осетии». Но Путин сказал, что Россия будет делать все, чтобы Украина не вступила в НАТО, пересказал Кьеза.

Когда у Путина спросили, вспомнил Кьеза, кому принадлежит власть в России, премьер посоветовал спросить у Дмитрия Медведева. Журналист пообещал спросить – встреча клуба «Валдай» с президентом пройдет в пятницу. Будет время его предупредить, заметил Путин. «Он чувствует себя главным человеком в стране, но постоянно делает реверансы в сторону Медведева», – сказал Рар. Путин сказал, что с Медведевым как с человеком либерального толка западные страны связывали надежды на демократизацию России, но после войны ситуация изменилась. Запад проморгал это сам, передал Рар позицию премьера.

Путину задали вопрос, сколько сроков он будет премьером, рассказал Коэн. Премьер ответил: «Как бог даст».