Новый шофер VW

Porsche Automobil Holding объявил об увеличении доли в Volkswagen до 35%. Теперь Porsche де-факто стал контролирующим акционером крупнейшего автопроизводителя в Европе
Д. Гришкин

Volkswagen

Германский автоконцерн. Производство – 6,21 млн автомобилей (2007 г.). Выручка – 108,9 млрд евро (2007 г.). Чистая прибыль – 4,12 млрд евро.

Porsche

Производитель автомобилей. Производство – 101 844 автомобиля (2006/07 финансовый год, закончившийся 31 июля 2007 г.). Выручка – 7,4 млрд евро. Чистая прибыль – 4,24 млрд евро.

Porsche Automobil Holding SE 16 сентября скупил 4,85% Volkswagen AG и довел свою долю в VW до 35,14% голосующих акций, сообщается в пресс-релизе Porsche. Договор на покупку 4,89% акций был заключен в июне, после чего было получено разрешение от Европейской комиссии на слияние с VW, заявил «Ведомостям» представитель Porsche Михаэль Бауманн. Porsche получил фактический контроль над вольфсбургским концерном, продолжает Бауманн, а согласно немецкому закону об акциях и поглощениях VW становится дочерней компанией Porsche.

Porsche и Volkswagen имеют тесные исторические связи, а крупными акционерами обеих компаний являются две семьи наследников основателя компаний – Порше и Пьех. Porsche, производитель культовых спорткаров и самая прибыльная автомобильная компания в мире, технологически очень сильно завязан на значительно более крупную Volkswagen, поэтому, когда у VW появились проблемы, президент Porsche Винделин Видекинг убедил акционеров компании в необходимости установить контроль над VW, чтобы предотвратить возможное недружественное поглощение своего ключевого поставщика.

Porsche обещает не менять структуру VW. Собрав 35% акций, Porsche сделал предложение акционерам VW о выкупе акций дочерней компании Audi AG (99,14% акций – у VW). Это лишь формальное предложение, вызванное требованием закона, – Audi останется частью группы Volkswagen, заявил Видекинг.

Porsche будет увеличивать долю в VW более чем до 50%. По словам Бауманна, это планируется сделать к середине ноября. Серьезным препятствием на пути Porsche является проект нового федерального закона по VW, говорит Бауманн. Старый закон, действовавший с 1970 г., был отменен Европейским судом в октябре 2007 г. Но согласно проекту нового закона спорная статья о 20%-ном блокирующем пакете должна остаться. Владеющая 20% VW федеральная земля Нижняя Саксония не хочет терять контроль за ситуацией над системообразующим предприятием, опасаясь, что новый владелец начнет увольнять рабочих. Если закон не будет принят, земля увеличит свою долю до 25%, заявил на прошлой неделе премьер-министр Нижней Саксонии Кристиан Вульфф.