Прохладная цыганка и веселый тореадор

Московский дебют Элины Гаранчи имел большой успех, но лишь в силу популярного репертуара
С. Николаев

Приятно видеть, что независимые концертные организаторы решаются конкурировать с Московской филармонией в деле приглашения в Москву звезд оперной сцены. «Русское концертное агентство» привезло латышскую певицу – меццо-сопрано Элину Гаранчу. Правда, не все еще умеют так грамотно продавать билеты, как филармония, посему пустые места в партере Большого зала консерватории слегка портили ощущение праздника.

Латышская гостья предстала мастерицей, умело поющей на разных языках – в концерте прозвучали итальянский, французский и испанский – и безукоризненно владеющей разными стилями – от бельканто до сарсуэлы. Ее голос прекрасно наполняет зал, ему не занимать звучности и здоровья. Исполняя концертные и оперные (из «Милосердия Тита») арии Моцарта, Гаранча умело чередовала драматичный, бравурный и чувствительный характеры, в каватине Ромео из «Капулетти и Монтекки» Беллини она пару раз удивила легко и безупречно спетыми гаммами, пролившимися с самого верха глубоко вниз. Однако не все было идеально: певица сейчас находится в стадии перехода от виртуозно-колоратурного репертуара к более тяжелым партиям. И если в форте на верхах ее голос звучит уверенно и ярко, то нюансы в верхнем диапазоне пропеваются слегка сдавленно. Середина у нее роскошная, а вот низам немного не хватает красок.

Но главное даже не в вокальных недочетах: новая знакомая выглядела замкнутой, холодной. Актерские приемы выходили у нее всего лишь формально, и расположить к себе зал в первом отделении ей не удалось.

После антракта Гаранча спела несколько разнохарактерных отрывков из испанских сарсуэл. Эта музыка, вокально много более простая, далась ей безупречно. А под занавес приготовила беспроигрышную подборку из «Кармен» Бизе. И пусть она спела ее всего лишь безукоризненно профессионально, зал умиленно размяк, а на бисах («Марекьяре» Тости, пуччиниевская Лауретта) и вовсе возликовал.

Заслуга тут была не столько певицы, сколько ее темпераментного мужа-дирижера. Карл Марк Чичон экономным и эффектным жестом заставил неровный оркестр «Новая Россия» играть все как один и прямо-таки высекал искры. Блестящие оркестровые фрагменты из сарсуэл и «Кармен» прошли на ура, а обработка «Тико-тико» добила публику как тореадор, на которого маэстро Чичон местами старался походить.

Успех был, сказать нечего. Но вспомним случай, заслуживающий большего уважения: Барбара Фриттоли, тоже впервые приехав в Москву, пела почти сплошь незнакомый публике репертуар, пела великолепно и успех имела ничуть не меньший.