Планы большие, но пока в тумане

«Манон Леско», гоголевский проект и новая работа Мариуша Трелиньского над русскими операми – точки опоры нового сезона в Мариинском театре

Вчера Мариинский театр открыл свой 226-й сезон. Он начался с музейной «Псковитянки» Римского-Корсакова в декорациях Федора Федоровского. Спектакль слегка подновили к маю, и теперь «Псковитянка», похоже, еще долго будет репрезентировать величественные осколки большого сталинского стиля, обозначая ценностную парадигму, внутри которой выстраивается художественная политика театра на новейшем этапе.

Впрочем, старое и новое мирно сосуществуют в репертуаре театра. Если взглянуть на афишу сентября, сразу видно, что сезон стартует трижды: оперный – «Псковитянкой», балетный – баланчинской «Симфонией до-мажор», а в концертном зале тем временем покажут «Очарованного странника» Щедрина в сценической интерпретации Алексея Степанюка. Сильная музыка, сильные страсти и мощная литературная основа (Лесков) полтора года назад превратили первое исполнение «концертной оперы» в топ-событие мариинского сезона. Дирижировать сценической версией будет Валерий Гергиев; ожидается приезд автора – Родиона Щедрина, который летом не смог присутствовать на премьере.

В целом же планы театра на грядущий сезон пока туманны. Даже программа фестиваля «Новые горизонты», который должен начаться 28 октября, не определена. Точно известно, что 19 и 20 декабря состоится премьера «Манон Леско» Пуччини в постановке француза Николя Жоэля. Выбор режиссера весьма примечателен, если знать, что с января 2009 г. Жоэль заступает на должность интенданта Opera de Paris, сменив на этом посту легендарного Жерара Мортье. Можно лишь порадоваться за проявленную смекалку и оперативность Мариинского театра, в котором мигом сообразили, с кем теперь нужно налаживать контакты.

Сам Жоэль, до сего времени возглавлявший Театр Тулузы, по слухам, собирается отменить в Парижской опере «курс Мортье» и все, что с ним связано. Жоэль считается режиссером отнюдь не звездным, однако он успел отметиться на лучших оперных сценах мира. Оформлять «Манон Леско» собирается знаменитый итальянский сценограф Эцио Фриджерио: он много лет работал с Джорджо Стрелером, а в Мариинском поставил лет десять назад волшебно красивые «Сказки Гофмана».

Пригласили поработать в Мариинке и Алексея Ратманского, ушедшего с поста главного балетмейстера Большого театра. В марте состоится премьера балета «Конек-Горбунок» в его оригинальной постановке.

Композиторский конкурс, объявленный театром два года назад, успешно завершен. Для постановки отобрано три сочинения на гоголевские сюжеты: «Тяжба» Светланы Нестеровой, «Иван Федорович Шпонька» Анастасии Безпаловой и «Коляска» Вячеслава Круглика. Проект полностью молодежный: ставить будут выпускники Школы-студии МХАТ и юные сценографы из мастерской Кочергина. Премьера назначена на 3 и 4 апреля.

Мариуш Трелиньски, успешный польский режиссер, руководитель Большого театра в Варшаве, делает в Мариинском уже третий спектакль. На сей раз он представит в один вечер две русские одноактные оперы – «Иоланту» и «Алеко». Последняя опера Чайковского и первая опера Рахманинова, написанная им в качестве дипломной работы, стилистически родственны. В свое время Чайковский, желая поддержать начинающего автора, сам предложил Рахманинову исполнить «Алеко» в один вечер с его «Иолантой». Сейчас этот опыт собираются повторить в Мариинском театре. Премьера – 17 и 18 апреля.

В свой черед пройдут ежегодные фестивали: «Новые горизонты» – в конце октября, «Масленица» – в феврале, фестиваль балета «Мариинский» – в марте, «Звезды белых ночей» – летом. Программа неизвестна даже приблизительно.