То, что доктор прописал: Подстрахуют молодые


Моя теща работает Советником. Сидит в тесном офисе еще с тремя такими же Советниками. Я ей говорю: «Осень! Пора прививаться от гриппа». Она мне: «Ага, щас! В прошлом году ты меня уломал – и что же? На работе и заразилась».

Прививка работает не каждый год и не у всех – значит ли это, что нечего и затеваться, да еще мучиться сомнениями – не зря ли привился? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно вникнуть в то, как делают вакцину.

Три бытующих у нас штамма гриппа (два штамма гриппа А и один штамм гриппа В) непрерывно пытаются обмануть защитные системы организма: оболочка, по которой их узнает иммунитет, меняется год от года. В феврале, когда в южном полушарии начинается зима, ВОЗ устанавливает, какие варианты этих трех штаммов характерны для текущего сезона, – и решает, какую делать вакцину. Для производства каждой дозы нужны три куриных яйца (по числу штаммов), отвечающие высочайшим требованиям качества. Эмбрионов заражают особыми искусственными вирусами. На оболочке у них тот же узор, что у наиболее актуальных для данного года вариантов человеческого гриппа. В отличие от человеческих эти искусственные вирусы легко заражают куриные яйца. Получив, таким образом, три резервуара вирусных частиц, лаборатории выделяют и очищают их, смешивают в единый коктейль и заправляют в шприцы. Из-за трудоемкой технологии в некоторые годы наблюдается дефицит вакцин. По этой же причине вакцины, сделанные на плохих заводах, не работают.

Но главный источник неуверенности – сама идея, что именно этот грипп обязательно попадет в Северное полушарие. За 21 год ВОЗ промахнулась три раза, последний – в прошлом году. Зато в позапрошлом вакцины работали, и благодаря этому Москва получила весьма примечательный опыт. В 2006/07 г. было привито большинство московских школьников. Это обстоятельство обусловило – впервые в истории города – отсутствие повального гриппа: коллективы детей всегда опорное звено в развитии эпидемий.

Летом вышла нашумевшая публикация, говорящая о низкой эффективности вакцин от гриппа для пожилых – что ранее было показано и для вакцин от некоторых других болезней. Самый сильный иммунный ответ вакцина дает у молодых и здоровых людей – но для них грипп не такая обременительная вещь, чтобы морочиться с вакцинацией. Получается замкнутый круг; поэтому противогриппозная кампания текущего сезона идет под новым девизом. «Прививать как можно больше молодых, чтобы защитить стариков», – заявил в прошлую пятницу Эндрю Павиа, председатель комитета общественного здравоохранения Общества инфекционистов США. Привитый человек не только не заболевает – он перестает быть разносчиком вируса.

Так что, когда я построю в итоге тещу, я сделаю это не из голого принципа: имеется же еще ее 78-летняя мама, которая готовит лучший в Москве суп из цветной капусты, – мое бескорыстное беспокойство можно понять, не так ли?