Китайцы на Дону

Ростовский автобусный завод («Роаз») в течение месяца начнет отгрузку автобусов «Роаз-Zonda» из китайских комплектующих. Дилеры компании уже принимают заказы

ООО «Ростовский автобусный завод»

Создано в мае 2007 г. Выпускает городские и туристические автобусы. Входит в ФПГ «Донинвест». Выручка от продаж – 66,948 млн руб. (2007, СПАРК). Чистый убыток – 12,488 млн руб. Учредители: Asha Holding Aktiengesellschaft – 80,44%, Ikaria International Technologies Aktienges – 19,56% (ЕГРЮЛ).

Соглашение между «Роазом» (входит в «Донинвест») и Yancheng Zongda International Trade Co о поставке комплектующих для сборки автобусов подписано в июне, рассказали представитель «Роаза» и замдиректора «Меркель-бус» (дилер «Роаз» в Ростовской области и странах СНГ) Александр Болотный.

В августе завод приступил к сборке четырех видов автобусов – городских («Роаз-Zonda С9» и «С12») и туристических («Роаз-Zonda A5» и «A7»), сообщил директор отдела продаж «Роаза» Константин Дегтяренко. По его словам, до конца года «Роаз» планирует собрать 100 автобусов. Уже есть предварительный заказ на 17 автобусов «Роаз-Zonda А7», также заявка на 100 автобусов С9 поступила от «Сочи-автобизнеса» (дилер «Роаза» в Сочи), сообщили в компании. Рассказать о производственных планах на следующий год Дегтяренко отказался.

Каждая модель автобуса «Роаз-Zonda» представлена в модификациях 9 и 12 м, будет комплектоваться двигателями Cummins, собранными по лицензии в Китае, цена – 1,8–3,1 млн руб.

Технология сварки узлов и кузова на российском заводе лучше, чем в Китае, считает Александр Болотный. Некоторые конструкционные материалы будут российские, поясняет он, «а наш металл лучше китайского», как и контроль над сваркой («нельзя перегревать металл, так как потом могут появиться трещины»).

За последние четыре года в России продано лишь около 100 автобусов Zonda, говорит Болотный. У китайцев были проблемы с сервисным обслуживанием на территории России и поставкой запчастей, отмечает руководитель направления машиностроения и транспорта по России и СНГ A.T. Kearney Евгений Богданов. Запчасти приходилось заказывать в Китае и ждать их до трех месяцев, а это сдерживало торговлю, признает Дегтяренко. Из-за этого в нынешнем году продажи китайских автобусов сократились на 20% по сравнению с прошлым годом, добавляет директор департамента массовых коммуникаций центрального торгового дома «Русские автобусы» Элла Воронина.

Китайские импортные автобусы дороже отечественных, но по наполнению сравнимы с европейскими, говорит Богданов. По его мнению, сборка китайских автобусов в России позволит «Роазу» одному из первых занять нишу среднеценового сегмента автобусов, значительно улучшить сервисное и техническое обслуживание парка.

Весной «Роаз» начал сборку низкопольных городских автобусов собственной разработки с использованием импортных узлов и агрегатов (из Кореи, европейских стран и др.), на них устанавливаются немецкие двигатели Deutz. Ранее представитель завода говорил, что до конца года планируется выпустить 1500 автобусов вместимостью 26 сидячих и 110 стоячих мест длиной 12 м. Общая проектная мощность «Роаза» составляет 10 000 автобусов в год.

По словам аналитика ИК «Проспект» Дмитрия Кипы, в 2007 г. в России продано 86 000–88 000 автобусной техники всех видов – на 8,6% больше, чем в 2006 г. В этом году продажи предположительно составят 95 000.

Автобусный рынок очень узкий и напрямую зависит от объемов финансирования программ по обновлению городских автопарков, говорит Воронина. В 2007 г. спрос на городские автобусы вырос на 4,5–5% по сравнению с 2006 г., в среднесрочной перспективе он сохранится из-за изношенности более чем на 50% муниципальных автобусных парков, полагает Кипа.

Среди российских производителей автобусов около 50% приходится на автобусное подразделение группы ГАЗ «Русские автобусы» (автобусы 7,6–12 м стоят 1,4–4,5 млн руб.), отмечает Кипа. Поэтому ростовчанам придется ограничиться местным рынком, так как конкурировать с лидером они будут не в силах, отмечает менеджер по продажам «МП Волжские автобусы» (дилер автобусного завода «Волжанин») Сергей Матвеев. Китайские автобусы – некачественный продукт, вряд ли удастся изменить существующее мнение, полагает пресс-секретарь группы ГАЗ Олег Гамов.

Еще одним конкурентом «Роаз-Zonda» будет завод «Волжанин» (автобусы 7,5–12 м стоят 1,2–7,7 млн руб.), говорит Матвеев. Получить комментарии представителя автобусного завода «Волжанин» вчера не удалось.