Прорыв на Запад

Государство поможет российскому бизнесу приобретать западные активы, пока они дешевы. Это укрепит безопасность России и поможет ее технологическому развитию
Россия должна сделать шаг вперед/ Reuters

Сегодня у России есть уникальный шанс выйти из мирового кризиса более сильной страной, заявил советник президента Аркадий Дворкович. Накопленные резервы дают уверенность, что внутреннего кризиса не будет, несмотря на глобальные потрясения, сказал он, Россия всегда будет привлекательна как один из крупнейших рынков и как экономика с большим потенциалом роста: «Денег в России всегда будет много». А сейчас есть возможность осуществить большой «шаг вперед» – теснее интегрироваться в мировую экономику через экспансию российского капитала и компаний, уверен Дворкович: «Мы намерены в полной мере поддерживать такую экспансию». Расширение влияния бизнеса послужит укреплению безопасности, даст возможность технологического прорыва, считает он.

На вопрос «Ведомостей», будет ли господдержка экспансии финансовой или дипломатической, Дворкович ответил: «И такой и такой». Инструменты поддержки сейчас разрабатываются, вопрос активно обсуждается в правительстве, заключил он.

Вопрос о приобретении миноритарных пакетов «хороших иностранных компаний в условиях неблагоприятной для них конъюнктуры» обсуждается уже около полугода, говорит чиновник правительства, есть пункт в четырехлетнем плане деятельности правительства, план сейчас разрабатывается. В нем в числе способов продвижения на глобальные рынки указано создание альянсов с ведущими мировыми компаниями, приобретение необходимых активов за рубежом, поясняет знакомый с документом эксперт, но добавляет: документ не носит официального характера. У идеи покупки акций пока нет конкретных решений, знает другой чиновник правительства.

«Вообще всегда лучше вкладываться в дешевое», – комментирует вице-премьер Александр Жуков (см. врез).

Инвестировать в подешевевшие заграничные активы было бы разумно, если бы внутренние проблемы были решены, считает замдиректора Института экономики РАН Сергей Сильвестров.

Вряд ли сейчас есть запас прочности для начала массированной скупки, беспокоится и президент РСПП Александр Шохин, важно, чтобы на эти новые цели не пошли выделяемые трем крупным банкам на поддержку ликвидности 1,1 трлн руб.

Из фонда нацблагосостояния можно будет вкладывать в акции до 40% средств и не более 5% из них – в одну компанию, правила должны заработать в 2009 г. Как ожидает Минфин, к началу 2009 г. в фонде будет $100 млрд, т. е. на акции одной компании – не более $2 млрд.

Через госкорпорации (например, «Ростехнологии») акции покупать еще рано, уверен Сильвестров: им еще надо разобраться с собственной оргструктурой. А через ВЭБ – нерационально, считает Шохин: за границей он будет считаться суверенным фондом и подпадет под законодательные ограничения. В США иностранные инвестиции рассматриваются специальным органом – Комитетом по иностранным инвестициям в Соединенные Штаты (CFIUS). Если сделка может нести угрозу национальной безопасности, комитет вправе ее запретить: так сорвалась, например, покупка китайской CNPC нефтяной компании Unocal.

«Время для призыва делать стратегические инвестиции в американские компании с политической точки зрения выбрано просто ужасное, учитывая Грузию и общее охлаждение отношений России и Запада, – говорит Гарри Хафбауэр из вашингтонского Института международной экономики, – сам факт публикации такого заявления российского чиновника привлечет к российским инвестициям внимание CFIUS и конгресса». Попытки получить контроль будут вызывать сопротивление на политическом уровне, уверен Хафбауэр.

По мнению Шохина, надо использовать ресурс частных компаний: «Если власть поддержит компании в решении внутрироссийских проблем, то они могли бы выходить на внешний рынок».

Советовать бизнесу, во что вкладываться, правительство не будет, обещает Жуков.

Это частное дело частных компаний, говорит чиновник администрации президента: «Никаких установок на политическом уровне по этому поводу дано не будет».

«Конечно, приятно покупать дешево, но это не наш профиль», – заявляет представитель НЛМК: интересны активы, которые дополняют производственную цепочку. Месяц назад НЛМК договорился о приобретении в США производителя труб John Maneely Company.

Помощь государства нужна для установления контактов с местными чиновниками, признает представитель НЛМК. Следят за американским рынком и в крупном горно-металлургическом холдинге: «Распродажи интересных нам активов не начались». К российскому бизнесу в США всегда относились осторожно, так что ситуация с Грузией положения наших инвесторов не сильно ухудшила, добавляет источник.

«Трансмашхолдинг» тоже внимательно следит за американским рынком, хотя ничего там покупать не собирается. «С распростертыми объятиями российских инвесторов там не ждут», – говорит представитель компании Анатолий Мещеряков.

Государству лучше интересоваться стратегическими отраслями, советует эксперт ЦМАКП Владимир Сальников, – энергомашем, судо- и авиастроением. Перспективных рынков много, но в них лучше разберется частный бизнес, говорит он. Приобретение «технологических доноров» – один из вариантов ускоренного развития, но на выбор подходящей компании могут уйти месяцы и даже годы, полагает замгендиректора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев, с этим выбором лучше справится частный бизнес.

Бизнес-технологиями не очень интересуются, знает Сильвестров: спрос на инновации предъявляют лишь 18–20% российских компаний.