Анатомия здания: Новая «Москва»


Со старой гостиницей «Москва» связан исторический анекдот, хорошо иллюстрирующий суть той эпохи – 30-е гг. прошлого века. Архитектор Алексей Щусев, руководивший в то время проектной мастерской Моссовета, сделал два варианта фасада нового сооружения. Иосиф Сталин должен быть выбрать и подписать понравившийся проект, который и был бы впоследствии воплощен на Манежной площади.

Так вот рассказывают, что Сталин подписал оба – некогда ему было разбираться в архитектурных нюансах. Переспрашивать по понятным причинам никто не решился. Когда бумаги принесли Щусеву, академик не растерялся и объединил два проекта в один. Так в 1938 г. в Москве появилась гостиница, одна сторона которой и половина фасада не похожа на другую. Она простояла войну и пережила почти что революционные 90-е годы прошлого века. Сломать ее, т. е., пардон, реконструировать, московские власти решили в веке нынешнем. Мотивировка – «Москва» устарела, износ некоторых ее корпусов составляет почти 50%.

Реконструкция или реставрация

Реконструкция гостиницы «Москва» позволила увеличить площадь комплекса почти в 2 раза. Общая площадь нового объекта превышает 185 500 кв. м против 97 000 кв. м прежнего здания. На долю гостиничной части теперь приходится около 57 000 кв. м (210 номеров), апарт-отель займет около 25 000 кв. м (235 апартаментов), конгресс-центр на 1000 мест разместится более чем на 24 000 кв. м. Под коммерческую галерею отведено 17 820 кв. м, из них 10 730 кв. м – под основной магазин и 2260 кв. м – под рестораны и кафе. Оператором торговой зоны стала компания «Реал Эстейт Менеджмент». Подземный паркинг на 739 машино-мест составит 47 940 кв. м.

Девелопер объекта – ОАО «Декмос», подрядчик – Strabag AG, генпроектировщик – «Моспроект-2» им. М. В. Посохина («Мастерская № 7»).

В гостинице предусмотрено 27 разновидностей номеров. Сейчас проектировщики под руководством Four Seasons разрабатывают их планировку, говорит заместитель гендиректора компании «Декмос» Борис Евсеев. Он отмечает, что в этом году она вряд ли будет завершена.

Планируется, что отель будет сдан во второй половине 2009 г. вместо обещанного ранее конца 2008 г. Его оператором станет известная гостиничная сеть Four Seasons. «Задержки ввода объекта связаны с тем, что изначально компания не планировала проводить инженерию и реконструкцию зоны метро самостоятельно», – сообщил Евсеев. Но московское правительство (собственник «Москвы») объявило, что у него нет денег на реконструкцию, хотя и выделило несколько миллионов долларов на разработку ТЭО перестройки объекта.

Решение о сносе гостиницы «Москва» сопровождалось обещаниями властей вернуть зданию оригинальную асимметрию фасада и сделать в нем современную и функциональную начинку. Новый проект довольно долго обсуждался. Постановление московского правительства было подписано в 2003 г., на площадку девелопер вышел в 2005 г. Было принято решение восстанавливать гостиницу в тех габаритах, в которых она была построена в прошлом веке. Реставрации, как обычно случается в Москве с историческими зданиями, предпочли реконструкцию. По словам руководителя проектного бюро Adec Дмитрия Наринского, «реконструкция в отличие от реставрации – более произвольная вещь». Другими словами, застройщик не обязан возрождать исторически сложившийся облик и начинку здания, но может сохранить его имидж. «При реконструкции в любом случае что-то теряется», – грустно замечает Наринский.

Без изменений был скопирован щусевский фасад со стороны Охотного Ряда и Манежной площади. А вот фасад в сторону Театральной площади был изменен, «чтобы облик площади стал целостным и законченным», говорит руководитель архитектурно-проектной мастерской № 7 ГУП «Моспроект-2» Владимир Колосницин. «Теперь фасад «Москвы» перекликается по стилистике с гостиницей «Метрополь», со стороны пл. Революции гостиница будет напоминать «Гранд-отель», все высотные параметры сохранились», – добавляет он.

Копировать номера старой гостиницы проектировщики не планировали, но были приняты меры по сохранению ценных элементов интерьеров. «По договору с Москомнаследием в новой гостинице обязательно будут использоваться белый и розовый мрамор, которые в свое время были демонтированы в старом здании, четыре панно Москвы, «театр» из ценных пород мрамора», – объясняет Евсеев. Перечень ретро-элементов, которые будут использоваться в здании, может быть расширен за счет экспонатов музея архитектуры им. А. В. Щусева. «Уже принято решение использовать старый плафон с розетками, на которых запечатлены виды исторических архитектурных памятников Москвы», – говорит Колосницин.

У архитектора SHCA Александра Никульшина решение градостроителей по реконструкции гостиницы вызывает массу вопросов: «Зачем здание вносить в списки вновь выявленных памятников архитектуры, а затем, наплевав на это решение, сносить?» По его словам, гостиница «Москва» – это сплошной исторический анекдот. «Сначала строящееся гигантское здание «Москвы» разрушило исторический ансамбль Манежной и Театральной площадей. Затем на почти достроенное здание, решенное в ярко выраженном конструктивистском духе, «навесили» декор классицизма. Анекдот дополнили асимметричным фасадом, который теперь решили довести до ума и внесли необходимые штрихи современности», – иронизирует Никульшин.

«Однозначно можно говорить о сохранении только музейных объектов. Здания, которые имеют коммерческое назначение, должны соответствовать функциональным запросам, – говорит Наринский. – У объекта должна быть жизнь, невозможно все здания оставить неизменными. Восстанавливать гостиницу в первозданном виде достаточно сложно, так как она уже не отвечает современным требованиям».

По словам Никульшина, наиболее правильным с исторической точки зрения стало бы решение оставить территорию незастроенной, восстановив отчасти ансамбль центральных московских площадей. «Решив строить заново, логичнее было бы заказать конкурс на современное европейского уровня архитектуры здание или следовать чертежам Щусева, а не стыдливо додумывать, компилировать фасады, стилизовать в сотый раз», – говорит он.

Наринский отмечает, что в Москве должна быть разработана программа, которая предусматривала бы, что делать с историческими зданиями, под какие цели их использовать. «Самый примитивный способ – полная музеификация, консервация объектов». Но подобное использование вряд ли будет рациональным. Сейчас мало примеров удачного сосуществования современной жизни и исторического прошлого. «Все они связаны с храмовыми памятниками, потому что там сохраняется функция здания», – считает архитектор.

Конкуренты не страшны

Новому отелю придется конкурировать с уже раскрученными соседями: помимо расположенных чуть дальше по Тверской «Шератона» и двух гостиниц сети Marriott совсем неподалеку находятся Ritz Carlton и Ararat Park Hyatt. Последние, как и новая «Москва», относятся к премиум-классу. Знакомый девелопер сыронизировал: «Идешь по центру, машины ставить некуда, а отели 5-звездочные друг на друге». Но консультанты пока что поют старую песню о дефиците гостиничных мест.

«Многие хотят отдыхать в престижных отелях с мировым именем, но в Москве это не всегда возможно», – уверяет директор по консалтингу Colliers International Елена Риставаара. «Все знают и говорят уже не один год, что столице не хватает гостиниц. Хотя с учетом заявленных к реализации проектов можно спрогнозировать, что в ближайшие годы верхний сегмент приблизится к точке насыщения», – продолжает она. Затраты на строительство 4-звездочного отеля не слишком отличаются от вложений в 5-звездочный, разница определяется начинкой здания. Окупается же любая гостиница традиционно долго, поэтому обычно включается инвестором в состав многофункционального комплекса. Строить «чистые» гостиницы в России девелоперы до сих пор не очень-то стремятся. «Высокая цена земли, обременения, высокая стоимость подключения к городским сетям, последующие трудности с эксплуатацией – все это наводит инвесторов на мысль о выборе другого типа недвижимости», – говорит Риставаара.

Успех гостиницы «Москва» обусловлен ее расположением в центре города, идеально подходящим именно для гостиницы «5 звезд», и выбором гостиничного оператора, полон оптимизма старший вице-президент Knight Frank Russia and CIS Андрей Закревский. По его словам, «Four Seasons имеет постоянных клиентов за пределами России. Те, кто много путешествует по миру и лоялен к этому бренду, будет пользоваться его услугами и в Москве». «Высокий класс отеля позволяет назначать более высокую цену на номера, следовательно, быстрее окупить инвестиционные затраты», – добавляет Риставаара, соглашаясь с тем, что «местоположение будущего отеля Four Seasons – топовое». Марина Усенко, исполнительный вице-президент JLL, говорит, что, как правило, стоимость номера у Four Seasons в мире примерно на 20% выше, чем средние цены у ближайших конкурентов, даже если эти показатели и так высоки.

По мнению Закревского, риска остаться незаполненной гостиница избежит и конкуренты вроде Ritz Carlton и Ararat Park Hyatt ей не страшны. «У них будет уникальная ниша, – соглашается Усенко. – Бренд гостиницы в мире известен, они никогда не снижают цены, декларируя: мы стоим столько, сколько мы стоим. Демпинговать, чтобы поднять загрузку, они не будут».