Кредитное торможение

Кредиты на покупку автомобилей становятся дороже, а получить их сложнее, чем раньше. Спрос на машины снизится и переместится в недорогой сегмент, опасаются дилеры

Большинство банков в сентябре повысили ставки по автокредитам. В банке «Уралсиб» они выросли на 1 п. п. – до 12% по рублевым кредитам и до 11% по валютным, сообщил представитель пресс-службы банка. Альфа-банк выдает валютные кредиты под 11–14% и собирается в ближайшее время повышать ставки на 1,5 п. п., утверждает директор по продажам блока «Автокредитование» Северо-Западной дирекции Альфа-банка Алексей Перевышин. Банк «Санкт-Петербург» в I квартале этого года снизил ставки автокредитов до 12% в рублях и 10% в валюте, но сейчас поднял их до 17% и 16% соответственно, рассказал замдиректора дирекции розничного бизнеса Андрей Рублев.

Из-за кризиса ликвидности выдача кредитов стала более рискованной, поэтому банки готовы выдавать деньги только надежным заемщикам, объясняет управляющий филиалом Банка Москвы Александр Волков. Повышая ставки, они привлекают только платежеспособных клиентов, полагает он.

Банки не только повысили ставки, но и стали жестче подходить к отбору заемщиков. Если раньше отказывали одному из 10 человек, то теперь четырем, говорит Алла Волкова, менеджер по кредитованию «Питер-Лады». Сотрудник отдела кредитования дилера Citroen «Авто-эксис» утверждает, что доля отказов выросла с 20% до 25%. Число заявок на получение кредитов практически не изменилось, но банки стали чаще отказывать в получении кредита, говорит Татьяна Юрчик, начальник отдела кредита и страхования «Восток-авто» (дилер Hyundai). В последнее время количество обратившихся за автокредитами снизилось на 30%, говорит Волков из Банка Москвы. Долю кредитных машин он оценивает примерно в 40%.

В кредит продавалось не менее 50% автомобилей, рассказывает гендиректор «Ауди центр Витебский» Артем Фоменко. Из-за участившихся отказов снизятся темпы роста рынка, полагает он. В прошлом году продажи иномарок выросли на 60%, а в этом году не стоит ожидать роста более чем на 30–35%, считает директор одного из петербургских автоцентров. Его компания почувствовала небольшое снижение продаж, которое менеджер объясняет отказами банков в предоставлении кредитов. Кроме того, люди, похоже, стали откладывать дорогостоящие покупки на потом, добавляет он.

Рынок Петербурга уже насыщен, на нем нет такого бурного роста, как в регионах, говорит аналитик по автопрому A.T. Kearney Евгений Богданов. В 2007 г. петербуржцы купили примерно 173 000 иномарок, на 10% больше в количественном выражении, чем в 2006 г., оценивал весной региональный управляющий по Северо-Западу холдинга «Атлант-М» Константин Заполянский. В этом году рост вряд ли будет больше, полагает Богданов. В 2004 г. продажи иномарок выросли на 82%.

Отсутствие доступа к кредитам приведет к тому, что желающие купить автомобиль будут выбирать машины ценового сегмента $10 000–15 000, тогда как за последний год спрос сдвинулся к машинам за $20 000–30 000, полагает топ-менеджер одного из дилеров General Motors. По его оценке, до 75% таких машин в зависимости от марки продается в кредит. А замдиректора аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов полагает, что уменьшение количества выдаваемых кредитов и их удорожание ударят в первую очередь по продажам бюджетных машин, которые рассчитаны на не очень состоятельных покупателей.

Потребители уже привыкли к кредитам и не станут от них отказываться из-за небольшого подорожания, уверен директор по продажам «Аларм моторс» Михаил Шевельков. Он считает, что кризис приведет к увеличению доли рублевых кредитов. Доля рублевых кредитов составляет около 40%, говорит Рублев из банка «Санкт-Петербург», но этот показатель все время растет. Ставки к концу года могут снизиться, однако на докризисный уровень они не опустятся, прогнозирует Волков. Потребители вернутся, даже если проценты будут высокими, полагает Удалов.