Приходится тормозить

Автодилеры на юге отмечают снижение продаж. Виноваты банки, поднявшие ставки по автокредитам, – ведь до 40% машин россияне покупают взаймы

Продажи автомобилей «ТСС-Дон» (дилеры УАЗ, «Иж», ГАЗ, Lada, Maxus) в кредит сократились примерно в три раза по сравнению с августом, «а в последнюю неделю покупателей нет вообще», рассказала представитель страховой компании «Ростра» в автосалоне «ТСС-Дон» Ольга Фоменко. За предыдущие две недели в одном из автосалонов «Ростов-Лада» (дилер «АвтоВАЗа») в кредит не было продано ни одной машины, отмечает кредитный консультант, попросивший не называть его имя. В «Темп авто» (Hyundai, Kia, SsangYong, Daewoo, Greate Wall, Fiat, Iveco, Suzuki, ГАЗ, УАЗ, Lada, «Иж», ЗИЛ) за это же время количество отказов банков в предоставлении кредита увеличилось почти вдвое по сравнению с началом месяца, рассказывает кредитный консультант компании Татьяна Позднякова.

Доля продаж Mazda в кредит пока не изменилась – 30%, но банки дольше принимают решение, говорит директор по маркетингу ААА Motors (управляет компаниями-дилерами Mazda, Audi, Lexus) Елена Кикоть. А продажи более дорогих Audi (30% – в кредит; как правило, это авто за 3–4 млн руб.), несмотря на кризис, растут, отмечает она.

Банки стали поднимать ставки и ужесточать условия кредитования с середины сентября. Банк Москвы три недели назад поднял ставки по автокредиту на 1–1,5 п. п. до 15–18% и перестал выдавать кредит без первоначального взноса, рассказал замдиректора ростовского филиала Михаил Акопьян. По словам начальника отдела автокредитования ростовского филиала МБРР Вадима Смагина, сейчас ставка по кредиту при первоначальном взносе 10% сроком на 5 лет составляет 17,5% (раньше – 15%). Кредиты «Юниаструм банка» подорожали на 1 п. п. до 13,5–16%, МДМ – на 1–2% до 16–17%, говорит Кикоть. Больше всех ставки выросли у «Центр-инвеста»: на 8% до 22–24%, отметила ведущий специалист «Л-авто» (дилер Volkswagen) Екатерина Чкалова.

В ближайший месяц ожидается повышение ставок по автокредитам в среднем по рынку еще на 1–2 п. п., прогнозирует Акопьян.

По словам аналитика УК «Финам менеджмент» Дмитрия Баранова, в кредит продается примерно 40% машин бюджетного класса, 30% – бизнес-класса и около 20% – премиум-класса. По итогам 2008 г. рост продаж новых иномарок в России не превысит 35% (в 2007 г. – 61% к 2006 г.), полагает гендиректор «Ауди центр Запад» Вагиф Бикулов. Рост в сегменте отечественных машин составит 13–15% по сравнению с 2007 г., в сегменте иномарок – 35–40%, отмечает Баранов.

Требования к заемщикам, приобретающим иномарки, были изначально строже, и теперь ужесточение условий замечают прежде всего дилеры российских марок, говорит руководитель направления машиностроения и транспорта по России и СНГ A.T. Kearney Евгений Богданов.

По мнению заместителя гендиректора «Автостата» Сергея Удалова, в ближайшее время могут сократиться продажи бюджетных автомобилей. А Бикулов считает, что кризис затронет все сегменты без исключения.