Цифра недели: $700 млрд


Похоже, Генри Полсону в ближайшее время не придется выспаться. Все выходные министр финансов США согласовывал с конгрессменами детали плана помощи финансовому сектору, даже в шутку встал на колени перед спикером палаты представителей Нэнси Пелоси. Договориться удалось под утро в воскресенье.

Но в понедельник сторонники плана в палате представителей недобрали 12 голосов. Индекс Dow Jones рухнул на 777,68 пункта (6,98%). «Я продолжу работать с лидерами конгресса, чтобы найти возможность принять всеобъемлющий план, который позволит стабилизировать нашу финансовую систему и защитить американский народ, снизив вероятность дальнейшего ухудшения в экономике, – заявил после голосования Полсон. – План слишком важен, чтобы просто позволить его провалить».

Но многие представители народа яростно выступают против плана. На Капитолийском холме выставлены пикеты из протестующих против использования средств налогоплательщиков для спасения Уолл-стрит, которую американские журналисты уже успели переименовать в Fraud Street («Улица мошенников»). План поможет «финансистам, которые в погоне за высокими прибылями проводили безрассудные инвестиции», пишет на своем сайте Майк Шедлок, финансовый консультант SitkaPacific Capital Management. Он убежден, что $700 млрд, которые минфин пустит на выкуп проблемных активов у банков, будут выкинуты на ветер. «Многие пишут мне, что впервые связались со своим представителем в конгрессе [чтобы выступить против плана], – пишет Шедлок. – Мы должны поблагодарить каждого конгрессмена, голосовавшего против него. И отправить в отставку каждого, кто голосовал «за».

Вина за кризис действительно лежит на финансистах, но, если не спасти банки, без денег останется уже реальный сектор экономики, а многие из протестующих – без работы. Ни один крупный банковский кризис последних десятилетий не удалось разрешить без вливаний госсредств. Вопрос лишь в методах их использования и во времени. Япония потратила $440 млрд на защиту вкладчиков, национализацию слабых банков и рекапитализацию остальных. Вот только делать это власти начали в 1998 г., тогда как кризис разразился в 1989–1990 гг. И 90-е годы вошли в историю Японии как потерянное десятилетие.