Дилеры на продажу

«АвтоВАЗ» готов продать дилерскую сеть, через которую реализует четверть своих автомобилей

«АвтоВАЗ»

Автоконцерн. Продажи – 770 000 машин (2007 г.). Выручка – 187,545 млрд руб. (МСФО, 2007 г.). Чистая прибыль – 3,669 млрд руб. Владельцы: по 25% – Renault, «Ростехнологии», «Тройка диалог».

Завод намерен в 2009 г. выставить на продажу до 100% акций «Лада-сервиса», сообщил «Ведомостям» президент «АвтоВАЗа» Борис Алешин. Это предусмотрено программой оптимизации структуры собственности «АвтоВАЗа», предполагающей избавление от непрофильных активов. Во сколько «АвтоВАЗ» оценивает сбытовую «дочку», Алешин не сказал.

«Лада-сервис» (бывшее «АвтоВАЗтехобслуживание», занимавшееся формированием сети станций техобслуживания в СССР) с ноября 2007 г. получает от «АвтоВАЗа» доли в его дилерских «дочках». Холдинг будет контролировать 82 компании (пока переданы 74), которым принадлежит более 140 дилерских центров почти во всех регионах России. «Лада-сервису» принадлежат также две страховые компании («Астро-Волга» и «Ассоль») и экспортное подразделение, управляющее дилерскими «дочками» за рубежом. В 2007 г. через предприятия «Лада-сервиса» продавался каждый четвертый автомобиль «АвтоВАЗа» – на 40 млрд руб.

Дилерский холдинг может стоить до $200 млн, считает аналитик ВТБ Елена Сахнова. А купить его может крупный автоторговый холдинг. Впрочем, часть из них может не потянуть покупку, а часть вряд ли захочет заняться российским брендом, считает Сахнова. А вот группа «Сок», которая сейчас как раз продает «АвтоВАЗу» «Ижавто», заинтересоваться может. Ее дилеры продают Lada, к тому же «Сок» хорошо знаком с системой продаж «АвтоВАЗа»: топ-менеджеры группы работали в его системе сбыта до прихода на завод государства.

Комментировать заявление Алешина «преждевременно», поскольку в нем пока «нет никакой конкретики», говорит представитель группы «Сок». Покупать «Лада-сервис» имеет смысл, только если он связан долгосрочными контрактами с «АвтоВАЗом», считает источник в «Соке». Тогда холдинг может быть оценен в $200–240 млн, а если через него можно будет продавать автомобили и других марок, то дороже.

«Автомир» на покупку «Лада-сервиса» претендовать не будет, говорит гендиректор «Автомира» Николай Груздев. Стратегия компании предусматривает развитие других брендов, а Lada в число приоритетов не входит. А главному исполнительному директору розничного направления группы «Рольф» Вардану Даштояну предложение нравится: «Через 3–4 года все забудут, что такое иномарка, поскольку большая часть автомобилей будет выпускаться в России». А Lada на платформах Renault будет вполне конкурентоспособной, считает он.

Необходимости в продаже «Лада-сервиса» нет, считает руководитель автомобильной практики A.T. Kearney Евгений Богданов. Ведь автоконцернам, как правило, принадлежит 10–15% дилеров. Это позволяет им задавать стандарты обслуживания, обеспечивать связь с потребителем и контролировать работу сети. Впрочем, аналитик ИК «Капитал» Иван Завадский добавляет, что компании нужны деньги на инвестпрограмму. «АвтоВАЗу» надо разрабатывать новые модели и покупать лицензии на новые платформы.