Кондолизин блюз

Лидер последнего американского уикенда Eagle Eye, сделанный режиссером по имени D. J. Карузо, выходит у нас под названием «На крючке». Поскольку сценарная идея принадлежит демократу Стивену Спилбергу, его можно рассматривать как атаку на республиканцев

«На крючке» – триллер из разряда параноидальных и поначалу кажется клоном «Матрицы». Объяснить происходящее можно лишь в том случае, если допустить единственно здравую версию: что персонажи (он и она – их изображают любимый Спилбергом Шиа Лабеф и Мишель Монаган) очутились внутри компьютерной игры или какого-то иного виртуального пространства. Вдобавок, как в «Матрице», персонажами директивно руководят по телефону – прыгай не размышляя с десятого этажа, у тебя всего четыре секунды.

Голос в трубке – женский. Сила же, которую он представляет, не женская и вообще жуткая. Эта сила располагает всевидящим оком, способным наблюдать за персонажами в любой точке США. Она управляет всеми в стране мобильными телефонами, башенными кранами, электропоездами, самолетами-беспилотниками, служебными входами-выходами в аэропортах и даже городскими электронными табло, с помощью которых тоже дает подсказки, в какую дверь свернуть налево. Цели силы неведомы, но ясно, что она гонит персонажей, угрозами и шантажом, не просто так, а куда-то (а чтобы быстрее неслись, сажает им на хвост ФБР и армейскую разведку).

Постепенно, однако, догадываешься, что «На крючке» не просто триллер, а заковыристо политический. Причем концептуальный и радикальный: у нас – про себя – ничего подобного снять бы не решились. И что ближайший родственник фильма не «Матрица», а «Я, робот».

Один из поворотов футуристического «Я, робота» был в том, что супермозг, ответственный за безопасность человечества, устанавливал в мире полицейский режим: он делал вывод, что людей надо оберегать от них же самих. В «На крючке», где действие происходит вроде бы сегодня, сверхразум тоже начинает действовать самостоятельно и совершать преступления – и тоже во имя благой цели: защиты национальной безопасности (таким образом фильм развивает расхожие идеи американских демократов, что антитеррористические акции правительства по защите свободы и национальных интересов после 11 сентября обернулись против свободы). Но это не все: сверхразум приходит к умозаключению совсем уже оригинальному, а фильм, формально оставаясь триллером с крутым экшном, превращается в сатиру.

Поскольку очередная контртеррористическая операция, которой руководил лично Президент, приводит к массовой гибели мирных афганцев и порождает ответную месть – убийства американцев по всему миру, мозг выстраивает логическую цепочку. Защита национальных интересов – это прежде всего защита американцев. Что стало причиной их убийств в разных странах? Авантюрные военные действия правительства. Значит, в интересах национальной безопасности надо защитить граждан Америки от их собственного правительства. А для этого необходимо уничтожить всю верхушку во главе с Президентом.

Фильм как личный подарок от Стивена Джорджу и Кондолизе. Ведь какое именно правительство имеется в виду, однозначно ясно.