Советы консультанта: Сессия по правилам


Стратегические сессии прочно вошли в деловую практику российских менеджеров, но часто их эффективность оставляет желать лучшего. Существуют четыре несложных правила, соблюдение которых поможет вам обеспечить успех стратегической сессии.

1. Определите цели стратегической сессии. Они могут существенно различаться в зависимости от того, на какие вопросы вы хотите получить ответы. Найти возможности для роста бизнеса? Обсудить стратегические альтернативы, критерии для выбора той из них, которая наилучшим образом соответствует вашим амбициям и отношению к риску? Определить инвестиционные приоритеты? Иногда цель сессии – формулирование долгосрочного видения. Для менеджеров, ответственных за стратегическое планирование, результаты такой сессии – что-то вроде технического задания с перечнем вопросов, на которые надо ответить в процессе разработки стратегии. Каковы бы ни были цели, они должны быть четко определены и согласованы с ключевыми участниками сессии.

2. Никогда не проводите сессию без предварительной подготовки. Хорошая стратегия базируется на фактах, а не на предположениях. Уверены ли вы, что участники сессии имеют общее представление о настоящем и будущем? Выделили вы достаточно времени и ресурсов для необходимых исследований? Есть ли у вас описание текущей ситуации в компании и позиций компании на рынке, основанное на фактах, не допускающих различных толкований? Определяя пространство для альтернатив, посмотрите внимательно на степень свободы в этом пространстве. Возможно, где-то рядом происходят события, которые приводят к миграции ценности и возникновению новых прибыльных зон.

3. Сформируйте эффективную команду. Без участия СЕО сессия теряет смысл, также важно вовлечение в процесс принятия решений менеджеров, которые будут эти решения выполнять. Если хотите получить качественное решение, необходим критичный и квалифицированный взгляд со стороны. Если хотите свежих идей, команда не должна состоять исключительно из отраслевых экспертов. Участие в стратегических сессиях ключевых акционеров также важно. Сбалансированное партнерство менеджмента и совета директоров позволит существенно повысить качество принимаемых решений и создать условия для их эффективной реализации.

4. Наконец, следуйте базовым принципам организации мозгового штурма. Представьте информацию участникам сессии в письменном виде заранее. Сформулируйте цели и ожидаемые результаты. Старайтесь фиксировать все идеи. Определите четкие критерии отбора лучших идей. Отфильтруйте и поручите аналитической группе провести более детальную оценку этих идей, если это невозможно сделать в рамках стратегической сессии.