Другая жизнь

Будущее будет не таким, как написано в утвержденной вчера правительством программе-2020. Инфляция вырастет, а экономический рост снизится. Мир входит в черную полосу, которая продлится как минимум весь следующий год

Кто ниже. 6,7%

составит в 2009 г. рост ВВП, согласно официальному прогнозу

5,7%

составит в 2009 г. рост ВВП, по мнению Кудрина

5%

составит в 2009 г. рост ВВП, если с серьезными проблемами столкнется Китай, считает Дворкович

Мы в самом начале рецессии, 2009-й будет годом с самым низким экономическим ростом за последние пять лет, предупреждает министр финансов Алексей Кудрин. Первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев добавляет, что проблемы с ликвидностью могут продолжаться еще 15 месяцев. Такие прогнозы были сделаны вчера на конференции «Рынки капитала. Россия на фоне мирового финансового кризиса», организованной газетой «Ведомости».

«Рецессия в США будет отражаться на мировой экономике, развивающихся рынках и России», – обещает Кудрин. Он ждет «снижения загрузки производственных мощностей» – ведь «все экономики зависят от спроса, а он падает». В США может начаться эпоха стагфляции, когда цены продолжают расти, а объемы производства снижаются.

Высокие темпы российского экономического роста во многом подпитывались извне – дорогой нефтью и дешевыми кредитами, объясняет Кудрин. «Мы готовы к снижению фундаментальных факторов: цен на нефть и притока капитала», – говорит он. Таково российское отражение мирового финансового кризиса. «Укрепления рубля больше не будет», – обещает Кудрин.

В этом году рост денежной массы составит 30–33%, а объема кредитования – 30–35%, предсказывает министр. Эти цифры «находятся в пределах разумного», но меньше, чем в прошлом году (50% – прирост денежной массы, 47% – объема кредитования). Для нашей страны такие показатели не являются рискованными, только «некоторым охлаждением» экономики, считает министр.

Дешевые деньги за рубежом и низкая конкуренция создали в России «эффект теплицы», за это надо сказать спасибо Федеральной резервной системе, а не российским властям, согласен председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин.

Уже ясно, что рецессия в США остановит «горячечный рост» российской экономики. Опасность в том, что ничего подобного российская экономика еще не переживала, говорит банкир. В 2007 г. приток капитала по текущему и капитальному счету составлял $250 млрд, в 2008 г. будет $140 млрд, а в следующем году – еще меньше: $70 млрд, отмечает Вьюгин.

«Экономика из перегретой станет недогретой, а профицит текущего счета превратится в дефицит», – обещает глава Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Если в этом году профицит достигнет 7% ВВП, то уже в 2010 г. дефицит составит 2,5% ВВП. Международные резервы перестанут расти: в 2007 г. увеличение составило $150 млрд, в 2011 г. будет 0, уверен Гурвич.

Меры, принятые российскими властями для поддержки финансового рынка, могут увеличить инфляцию на 1–2 процентных пункта в годовой перспективе, размышляет Улюкаев.

Гурвич назвал тех, кто пострадает от кризиса больше всех: строительный сектор, работающий на кредитах; торговый, растущий на потребительском буме; и перерабатывающая промышленность, зависящая от инвестиций. Сергей Волк из «ВТБ капитала» добавляет, что 40% автомобилей сейчас продается в кредит, если не будет кредита, продажи упадут.

Николай Лукашевич из Fitch Ratings назвал тех, кто переживет кризис спокойно: госкомпании, мобильная связь, фиксированный телеком и нефтегазовый сектор.

Российские предприятия брали дешевые кредиты за рубежом. Внутренний рынок так и не стал генератором длинных денег, в этом наша проблема, сокрушается Кудрин, а бюджетные деньги считать длинными неправильно. Инновационная экономика – не значит выделение большого количества денег из бюджета; инновационный проект должен финансироваться за счет рыночных инструментов. Рост производительности труда должен опережать рост зарплат, а в России пока все наоборот. «Нынешняя ситуация – серьезный урок для нас, – подводит черту Кудрин и призывает: – Давайте создавать свою среду».

Надо привыкать к новой жизни, при отрицательном эффекте в ней есть «здоровые тенденции», говорит Кудрин. Вьюгин последствия здоровыми не считает. Нас ждут дефолты компаний, активизация продаж активов и сокращение инвестпрограмм. Последнее самое страшное, считает он, потому что вызывает замедление экономического роста. Сокращение издержек предприятий скажется на заработных платах, а это значит, что потребительскому буму пришел конец.

Российские власти понимают, что жизнь меняется, но пока не могут точно спрогнозировать эти изменения. По словам чиновника, вчера на заседании правительства, на котором была одобрена концепция развития России до 2020 г., обсуждалась возможность исключить из текста все целевые показатели – они считались еще до кризиса.