Автоконцерн отдаст 10%

Владельцы привилегированных акций «АвтоВАЗа» будут получать дивиденды в размере 10% от чистой прибыли. До сих пор они получали не более 4%
Д. Гришкин

ОАО «АвтоВАЗ»

АВТОКОНЦЕРН. Продажи в России – 663 000 автомобилей (2007 г., данные компании). Выручка – 81,418 млрд руб. (1-е полугодие 2008 г., «СПАРК-Интерфакс»). Чистая прибыль – 1,486 млрд руб. Основные акционеры: Renault, «Российские технологии» и «Тройка диалог» – по 25% плюс 1 акция.

Совет директоров «АвтоВАЗа» принял это решение на прошлой неделе на заседании в Париже, сообщила вчера компания. 461,8 млн «префов» (24,9% уставного капитала) конвертируют в такое же количество бумаг с иными правами.

С 2002 г., когда были внесены изменения в устав «АвтоВАЗа», дивиденды по привилегированным акциям перестали начислять как фиксированный процент от чистой прибыли (см. таблицу). Миноритарные акционеры Виктор Цобенко (0,00216% привилегированных акций) и шведский инвестфонд HQ Fonder Sverige AB (0,01%) несколько лет добивались от концерна, чтобы эта норма появилась в уставе. Миноритарии выигрывали суды, но «АвтоВАЗ» не изменял форму выплат.

В июне на собрании акционеров президент Troika Capital Partners Сергей Скворцов предложил вернуть в устав норму выплат на привилегированные акции – не менее 10%. Инициатива Troika Capital Partners была вызвана желанием нового акционера – Renault (около 6,25% привилегированных акций), сказали тогда «Ведомостям» два источника, близких к акционерам автогиганта. Французы получат копейки, но они настаивают на соблюдении прав владельцев «префов»: статус крупной компании международного уровня обязывает выплачивать им фиксированный процент от прибыли, объяснял источник на «АвтоВАЗе».

После заявления Скворцова привилегированные акции «АвтоВАЗа» подорожали на 22%. По словам аналитика ВТБ Елены Сахновой, пик стоимости был 2 июля – 15,9 руб. ($0,65) за акцию, обычные стоили 40,1 руб. ($1,64) за акцию в РТС. Сейчас кризис вполовину удешевил их. К 6 октября (по сравнению с июлем) в РТС цена привилегированных акций упала на 46% до 9,15 руб. ($0,35), обыкновенных – на 51% до 20,98 руб. ($0,8). А вчера на 17.00 МСК на ММВБ за одну привилегированную акцию давали 4,23 руб. ($0,16) – ее цена упала на 1,65%, обыкновенной – выросла на 0,11%.

По прогнозам Сахновой, «АвтоВАЗу» в лучшем случае удастся удержать чистую прибыль на уровне 2007 г., когда она составила 3,95 млрд руб. В этом случае владельцы «префов» получили бы более 390 млн руб., а не 134,2 млн руб., как в прошлом году. Аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Пак говорит, что вряд ли чистая прибыль будет выше 3 млрд руб. А один из региональных дилеров «АвтоВАЗа» знает, что откорректированный прогнозный план по чистой прибыли на «АвтоВАЗе» сейчас – 2,5 млрд руб. (план по продаже составлял 700 000 машин, из них реально «АвтоВАЗ» сможет продать 600 000–650 000).

2007 год был провальным для автозавода, продавалось не более 50 000 машин ежемесячно, но в конце года «АвтоВАЗ» наверстал упущенное, продавая по 70 000 машин в месяц, вспоминает генеральный директор агентства «Автостат» Сергей Целиков. В этом году ситуация обратная: рост продаж с начала года составлял 10–15% ежемесячно, а рост продаж по итогам девяти месяцев к аналогичному периоду 2007 г. – лишь 1%, продолжает он. Если в октябре – декабре продажи сохранятся на уровне 50 000 машин в месяц, динамика прироста будет отрицательной, но объем продаж на уровне 2007 г. удастся сохранить, прогнозирует эксперт.

В пресс-службе автозавода отказались комментировать, как может сказаться на продажах «АвтоВАЗа» банковский кризис.