Чего боится бизнес

Судьба поправок в антимонопольное законодательство может решиться сегодня на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова

Об этом рассказал вчера замруководителя Антимонопольной службы (ФАС) Андрей Кашеваров на круглом столе в РСПП. Подготовленный ФАС законопроект серьезно ужесточает антимонопольное регулирование.

Но почти все концептуальные предложения ФАС были раскритикованы Минэкономразвития и Минпромторгом. На совещании у Шувалова, рассказывает Кашеваров, планируется обсудить все расхождения и, возможно, принять решение внести в Госдуму согласованные поправки в ближайшее время, а несогласованные – позже.

Впрочем, у предпринимателей претензий не меньше, чем у чиновников. Если одобрить эти поправки, то Новолипецкому меткомбинату (НЛМК) придется проводить все закупки по процедурам закона о госзакупках, рассказал директор по правовым вопросам комбината Александр Кравченко. Ведь НЛМК – оператор газовых сетей, проходящих через его территорию, и потому считается естественной монополией, объяснил он, хотя весь доход комбината от этой деятельности – 31 500 руб. в год. Норма коснется не только НЛМК, но и десятков других компаний, не относящихся к естественным монополиям, отмечает представитель НЛМК Антон Базулев. Кашеваров пообещал исправить поправку, согласившись, что закон о госзакупках должен касаться только компаний, основная деятельность которых имеет характер естественной монополии.

Директор департамента UC Rusal (единственный производитель алюминия в стране) Алексей Кочешков недоволен тем, что ФАС сможет обязывать компании продавать определенный объем продукции на товарной бирже по согласованным со службой ценам. Кашеваров предложил UC Rusal прислать свои замечания, но биржевой механизм назвал эффективным.

Предложения регулировать деятельность компаний, которые не занимают доминирующего положения, но злоупотребляют «рыночной властью», опасны для делового оборота, заявил сотрудник правового управления «Лукойла» Игорь Нефедов. Непонятно, по его мнению, сформулированы ограничения по покупке новых месторождений для добычи полезных ископаемых, если компании принадлежат лицензии на разработку 35% от общих разведанных ресурсов в стране. Не ясно, можно ли получить месторождения для разведки и добычи или что делать с уже приобретенными месторождениями, перечислял он претензии к проекту.

Недоволен Нефедов и изменением механизма определения монопольно высоких цен. Сейчас для этого нужно доказать, что цена превышает оправданные затраты и цену на сопоставимых рынках. ФАС предложила оставить только один критерий. После получения замечаний Минэкономразвития ФАС согласилась, чтобы затратный критерий использовался, если нельзя найти сопоставимый рынок.

Многие из присутствовавших на круглом столе предпринимателей опасались увеличения полномочий сотрудников ФАС при проведении проверок. Например, поправки разрешают проводить проверку в любое время (раньше только после возбуждения дела или по заявлению конкурента) и осуществлять выемку документов при наличии разрешения руководителя службы.