Виноваты пассажиры


Но РЖД грех жаловаться – по итогам 2007 г. она выглядит очень устойчивой финансово, говорит руководитель аналитического отдела «Ингосстрах-инвестиций» Евгений Шаго. EBITDA монополии составила 267,5 млрд руб., т. е. увеличилась на 30%, подсчитал эксперт, при этом чистый долг монополии – лишь 180,4 млрд руб. Соотношение долга к EBITDA – 0,67, отличный показатель даже в условиях кризиса, говорит Шаго. Правда, в этом году РЖД заняла еще $1,1 млрд.

РЖД в 2007 г. увеличила выручку на 15,73% до 1,016 трлн руб., говорится в отчетности компании по МСФО. Ее чистая прибыль выросла только на 3,64% до 144,9 млрд руб., а операционная прибыль и вовсе сократилась на 1,67% до 194,6 млрд руб.

Чистая рентабельность компании снизилась с 15,93% в 2006 г. до 14,27%. Одна из причин – рост операционных расходов на 20,8% до 821,5 млрд руб. В том числе расходы на зарплату выросли на четверть – до 360,9 млрд руб.

Снижение рентабельности представитель РЖД объясняет ростом убытков от пассажирских перевозок, который отражен в отчетности по РСБУ. В ней сказано, что себестоимость перевозок пассажиров выросла в 2007 г. на 15,3% до 180 млрд руб., а чистый убыток от этого вида деятельности увеличился на 16,9% до 50,5 млрд руб. Но часть убытков от пассажирских перевозок монополии компенсирует государство – в этом году РЖД получит 16,4 млрд руб.

В отчетности по МСФО расходы на перевозку пассажиров не раскрываются. Говорится лишь, что выручка от этого бизнеса выросла на 18,8% до 140,79 млрд руб. А от грузовых перевозок РЖД получила 768,6 млрд руб. (+14%).