КИТ на рельсах

Одна из крупнейших жертв финансового кризиса в России – банк «КИТ финанс» переходит под контроль РЖД и группы «Алроса». Со временем «КИТ финанс» может стать инвестиционным подразделением принадлежащего РЖД Транскредитбанка
А. Махонин

«КИТ финанс» стал одной из первых жертв финансового кризиса среди крупных российских банков. Именно поэтому решено не допустить его банкротства, рассказывали чиновники и банкиры. Сначала было объявлено, что расплатиться с долгами «КИТ финанс» помогут Газпромбанк и ВТБ, а контрольный пакет акций приобретет управляющая компания «Лидер».

«КИТ финанс»

Инвестиционный банк. Активы – 141,7 млрд руб. (МСФО, 2007 г.). Собственный капитал – 13,28 млрд руб. Чистая прибыль – 6,83 млрд руб. Основной владелец – Александр Винокуров (62%).

По 45% акций «КИТ финанс» приобретают «дочка» «Алросы» – инвестиционная группа (ИГ) «Алроса» и РЖД. Соответствующие документы направлены на согласование регуляторам, говорится во вчерашнем заявлении банка. Оно последовало спустя почти три недели после того, как банк не смог исполнить ряд обязательств перед кредиторами.

УК «Лидер» помогала банку в переговорах с инвесторами и он рассчитывает на сотрудничество с ней в будущем, приводятся в сообщении банка слова его гендиректора и бывшего основного владельца Александра Винокурова.

Условия сделки с ИГ «Алроса» и РЖД не раскрываются. Они еще не полностью определены, говорит менеджер одной из сторон, участвовавших в переговорах. Но акции достались не просто за символическую сумму, а даром, уверяет он. Весь банк был оценен в 100 руб., ссылается «Интерфакс» на источник в «КИТ финанс».

Одним из первых чиновников, публично заявивших о намерении государства помочь «КИТ финанс», был вице-премьер Алексей Кудрин. И именно он возглавляет наблюдательный совет «Алросы». Появление «дочки» алмазодобывающей компании в капитале «КИТ финанс» произошло в рамках поручения правительства по исправлению ситуации на российском фондовом рынке, говорит источник в ИГ «Алроса». Интерес чиновников к «КИТ финанс» связан также с собранными им 40% акций «Ростелекома», рассказывали инвестбанкиры. Узнать судьбу этого пакета вчера не удалось. Представитель «Ростелекома» говорит, что ему ничего не известно об изменении доли «КИТ финанс».

Выкупить акции «КИТ финанс» РЖД предложили «представители власти» и кредиторы банка, рассказал «Ведомостям» президент железнодорожной компании Владимир Якунин. Монополия согласилась, так как сделка ей выгодна по двум причинам: выполняется важная государственная задача, а инвестиционный бизнес «КИТ финанс» нужен для развития Транскредитбанка. Последний и так собирался создавать инвестблок, а кризис не будет вечным, объясняет Якунин. По его словам, РЖД получила гарантии, что в любой момент может стать единственным владельцем «КИТ финанс». Но как и когда это произойдет, компания еще не решила, изучается влияние показателей «КИТ финанс» на отчетность РЖД. Сама же РЖД не берет на себя обязательств по инвестициям в «КИТ финанс» – «эти задачи будет решать государство», уверяет Якунин. Представитель «Алросы» назвал такой сценарий вполне вероятным.

Сейчас один из крупнейших кредиторов «КИТ финанс» – Газпромбанк. Он сначала предоставил 22,5 млрд руб., а затем увеличил кредитную линию до 30 млрд руб. «Лидер» также является кредитором банка, поэтому продолжит работу с ним, уверяет близкий к «КИТ финанс» источник. «Алроса», по его словам, также кредитор банка, а вот обязательств перед РЖД у нее нет.

Кто будет владеть оставшимися 10% акций банка, узнать не удалось. Странно, что только РЖД и «Алроса» стали акционерами, их должно было быть больше, рассказывает инвестбанкир, сотрудничающий с «КИТ финанс». Эти 10%, скорее всего, получат остальные кредиторы банка, говорит близкий к «КИТ финанс» источник.

Очевидно, что поддержка «КИТ финанс» государством – частный случай, считает владелец Национальной резервной корпорации Александр Лебедев. Он уверен, что для построения инвестблока приобретать «КИТ финанс» нет смысла.