Бюджет все скупит

Американский опыт помощи финансовым институтам может быть использован в России: правительство готовится создать специальный фонд для выкупа активов у проблемных банков
Д. Гришкин

В правительстве рассматривается вариант создания специального фонда для выкупа качественных активов у банков, испытывающих проблемы с ликвидностью, рассказал вчера предправления «ВТБ 24» Михаил Задорнов. Никаких подробностей он не сообщил.

Задорнов возглавлял Министерство финансов России в разгар кризиса 1998 г., он и сейчас часто принимает участие в различных совещаниях и рабочих группах при правительстве. Задорнов обратил внимание, что фонд с подобными функциями размером в $1,5 млрд уже создан в Казахстане. С учетом разницы экономик двух стран размер российского фонда должен быть около $15 млрд, подсчитал Задорнов.

Представитель аппарата первого вице-премьера Игоря Шувалова подтвердил, что идея создать такой фонд рассматривается в качестве антикризисной меры. Известно о ней и совладельцам двух крупных российских банков.

(Путин на вчерашней встрече с представителями фракции КПРФ в Госдуме сообщил, что ежедневно заседает антикризисный центр, в который входят вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, министр экономического развития Эльвира Набиуллина и руководители крупных банков.)

Это предложение Минэкономразвития, говорит совладелец крупного российского банка, механизм и параметры работы фонда ему неизвестны. «Их еще и нет, – заверяет сотрудник Минфина. – Предложение о фонде находится в стадии обсуждения, и окончательного решения по его созданию не принято». Представитель Минэкономразвития от комментариев отказался.

Создание такого фонда оправданно, считает председатель финансового комитета Совета Федерации Дмитрий Ананьев, фонд мог бы заниматься выкупом как качественных, так и проблемных активов – прежде всего в сфере недвижимости. Ананьев считает, что на начальном этапе размер фонда мог бы исчисляться десятками миллиардов рублей, а инвесторами наравне с государством могли бы выступить и крупнейшие банки – к примеру, участники топ-30: «В их интересах, чтобы фонд работал на рыночных принципах».

Идея появилась в правительстве еще несколько месяцев назад, до сих пор она не принималась всерьез, говорит один из банкиров, но уже тогда в качестве возможного управляющего таким фондом чиновники называли Внешэкономбанк. До последнего времени эта мера не фигурировала в числе наиболее вероятных, заключает он.

Если фонд будет ориентирован исключительно на качественные активы, то, скорее всего, он будет представлять интерес лишь для крупных банков – когда небольшие банки, преимущественно в регионах, оказываются в сложной ситуации, интересных активов у них практически не остается, рассказывает заместитель гендиректора «Урса банка» Владимир Мехряков.

Члена правления банка «Петрокоммерц» Виктора Жидкова радует сама возможность получить денежные средства вместо временно неликвидных активов – например, облигаций компаний третьего эшелона, многие из которых остаются достаточно надежными. Но пока не очень понятно, как эти активы будут оцениваться, сетует он: стандартизация процедур займет много времени, а субъективный подход чиновников вызовет много вопросов.

Государство вряд ли станет использовать инструмент для приобретения каких-то компаний, считает гендиректор «Интерфакс-ЦЭА» Михаил Матовников: механизм будет использован для поддержки ликвидности региональных или московских банков второго эшелона. Большинство их активов неинтересно государству, но у них есть кредитные портфели, которые государство могло бы выкупить – возможно, с дисконтом. Поддержка будет выборочной, полагает Матовников, например, на нее могут рассчитывать банки, играющие важную роль в своем регионе. А крупнейшие российские банки и так смогут получать беззалоговые кредиты в ЦБ и этот механизм им не нужен, заключает он.