ФАС звонит дважды

Антимонопольная служба на днях оштрафовала «ТЗК-авиа» за монопольно завышенные цены на авиакеросин в аэропорту Ростова. Вчера ростовское управление ФАС сообщило, что 3 октября возбудило второе дело против топливного заправщика
Е.Стецко

Штрафной список. 31

дело с начала года возбудила ФАС России в отношении участников рынка авиатоплива и услуг ТЗК в аэропортах

6,9

миллиона рублей составила на начало октября сумма штрафов, наложенных ФАС на топливных заправщиков в аэропортах

ЗАО «ТЗК-авиа»

поставщик авиатоплива. Выручка – 651,2 млн руб. (2007 г., «СПАРК-Интерфакс»). Чистая прибыль – 13,7 млн руб. Владелец – ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» (100%).

На этот раз компанию подозревают в согласованных действиях с компаниями-посредниками. По данным УФАС, «ТЗК-авиа» покупала авиатопливо не напрямую у поставщика, а с помощью цепочки из 4–5 посредников, рассказал главный специалист отдела изучения и контроля товарных рынков управления Сергей Солянко. Дата рассмотрения дела еще не назначена.

По словам Солянко, партии авиакеросина реализовывали через несколько посредников в течение одного дня. Эти компании не имели емкостей для хранения топлива и поэтому оказывать услуги по накоплению и хранению не могли, считают в УФАС. Антимонопольные чиновники проводили проверку за период с ноября по июнь. Выяснилось, что торговая надбавка для авиакомпаний достигала в итоге 4000 руб./т. Максимальная цена топлива составляла 33 730 руб. (в августе). В сентябре «ТЗК-авиа» снизила торговую надбавку до 500 руб./т, однако с учетом роста отпускных цен конечная цена за тонну топлива в ростовском аэропорту снизилась на 700–800 руб., говорит Солянко. Сейчас она составляет 32 930 руб./т. По данным ИЦ «Кортес», в России средняя цена на авиационный керосин на 3 октября была 24 764 руб./т.

По информации Солянко, сейчас в деле фигурирует пять посредников. Он раскрыл только одного – ООО «Рента», управляющую компанию «ТЗК-авиа». Генеральный директор «Ренты» Валерий Осташков от комментариев отказался и предложил дождаться официального письма из УФАС, в котором «будут четко названы все компании-посредники».

Торговая надбавка на авиатопливо в российских аэропортах стала постепенно сокращаться после того, как антимонопольная служба начала проводить проверки по фактам повышения цен. В европейской части страны с начала августа цены у заправщиков упали в среднем на 500 руб./т, в Московском авиационном узле – на 2500 руб./т, говорит аналитик «Авиапорта» Олег Пантелеев.

Возможно, скоро у топливозаправочных компаний заберут функцию перепродажи топлива, а также лишат их монополии, предполагает аналитик ИЦ «Кортес» Павел Строков. В этом случае на рынок авиатоплива выйдут нефтяные компании, говорит он. Однако в неразвитых регионах, откуда выполняется мало рейсов, иметь несколько операторов в одном аэропорту невыгодно, заключает Строков.