Проект «Б»: Вечная молодость страны


В последнее время в редакцию приходит множество статей, озаглавленных так: «Невыученные уроки», «Уроки кризисов», «Выучить уроки». Это один из типичных заголовков, любимых авторами во все времена, но сейчас частотность «уроков» резко возросла.

Кого мы призываем срочно выучить уроки? Страну? Есть ли такой субъект действия в жизни? На уровне текста есть. Хотя это выглядит странно, но в газетах так пишут: «Россия планирует...», «У России есть возможность...», «России не следует забывать о том, что...». Если есть такое существо, страна, то может ли оно учиться?

Отдельный человек, несмотря на то что в этом часто возникают сомнения, учиться может. Как правило, обучение происходит на личном опыте. Философы и духовные писатели устали сокрушаться об этом, но это так. Мы все много читаем и замечаем чужие ошибки, но учимся чаще всего на собственных шишках. Для детей это вообще правило – запретами ничему не научишь («никогда не трогай утюг»), только создашь запретный плод. А вот сам ребенок, как только обожжется, больше трогать не будет. Человек вообще плохо воспринимает слова. На нас действуют образы или, еще эффективнее, – удары. Не только русский мужик начинает креститься исключительно после удара грома – это свойство человека вообще. Если бы мы могли учиться «из книг», то все были бы гениями и святыми, но учимся на своих ошибках, лично проходя через испытания. Испытания для того и посылаются.

Можно не сомневаться, что большинство россиян, пройдя через испытания последних 20 лет, этим опытом научены. Люди страховались каждый как мог: кто-то жил натуральным хозяйством и запасал картошку, кто-то не брал кредитов, не доверял акциям, покупал швейцарские франки, недвижимость за границей. На индивидуальном уровне люди, живущие в России, особенно те, кто старше 30, мне кажется, хорошо готовы к кризису.

Даже те, кто от имени страны произносил шапкозакидательские, полные юношеского задора речи о том, что мы всех порвем, на личном уровне «не дураки». Даже те, кто на корпоративно-государственном уровне решал, что нужно набрать кредитов, чтобы выкупить «Юганск», на личном уровне наверняка таких рискованных шагов не делали и позаботились о страховке для себя лично. Теперь мы, как налогоплательщики, своими деньгами будем эти коллективные решения оплачивать.

На индивидуальном уровне мы умнее, чем на групповом и общественном. Умные, недоверчивые, продвинутые люди, живущие в большой неудобной для жизни стране, от которой можно ожидать чего угодно. А ведь у страны больше возможностей стать умной, чем у отдельной личности. У человека есть всего лишь 60–80 лет жизни, а страна живет сотни лет. Но так уж случилось, что России, особенно в последние лет пять, свойственна вечная молодость. Выход простой – от молодости переходить к зрелости, т. е. сделать страну умной.