Кризис: Перезапустить экономику


Теперь, когда министр финансов США Генри Полсон признал, что лучшим инструментом для спасения проблемных активов является рекапитализация банковской системы, важно точно разъяснить, каким образом нужно действовать. Поскольку это решение не входило в первоначальный план министра, существует реальная опасность, что данная схема не будет должным образом структурирована и не достигнет своей цели.

Министр финансов должен начать с того, что попросить банковских инспекторов предварительно оценить, сколько дополнительного капитала нужно каждому банку, чтобы соответствовать установленному законом уровню. Инспекторы знакомы с банками и активно изучают и собирают информацию. Они смогут незамедлительно предоставить свою оценку, если получат четкие инструкции. Их сведения будут вполне достоверными для небольших, простых учреждений, но в случае с гигантами вроде Citibank и Goldman Sachs о многом придется догадываться.

Руководство платежеспособных банков сможет либо привлечь дополнительный капитал самостоятельно, либо обратиться за помощью к программе, которая установит условия выкупа допэмиссии конвертируемых привилегированных акций. Привилегированные акции будут иметь низкую фиксированную доходность, скажем 5%, чтобы это не ухудшило доходности банков. Допэмиссия размоет доли нынешних акционеров, но они получат преимущественное право подписки на допэмиссию на тех же условиях, что и программа по спасению, и, если у них будет желание и возможность увеличить дополнительный капитал, их доля не будет размыта. Права будут передаваемыми, и, если условия сформулируют корректно, их смогут получить и другие инвесторы.

При таком подходе $700 млрд будет более чем достаточно для рекапитализации всей банковской системы, и останутся средства, чтобы покупать и держать до погашения ценные бумаги, обеспеченные ипотекой. Так как несостоятельные банки лишены права на рекапитализацию, потребуется увеличить бюджет Федеральной корпорации по страхованию депозитов (FDIC).

Одновременно с запуском схемы по рекапитализации власти должны снизить требования к минимальному капиталу, чтобы банки смогли конкурировать за новых клиентов. Для банков, имеющих право на рекапитализацию, ФРС также должна предоставить гарантии по сделкам репо. Это вдохнет жизнь в межбанковский рынок, вернет разрыв между LIBOR и ставкой ФРС к нормальному уровню и уменьшит чрезмерно высокие процентные ставки по коммерческим и ипотечным займам, привязанным к LIBOR.

Успеху программы рекапитализации банков может помешать чересчур глубокое падение цен на жилье. Необходим отдельный набор мер, чтобы свести случаи выселений к минимуму и коренным образом перестроить американскую систему ипотечного финансирования. Все эти меры не предотвратят рецессию – слишком глубоко поражена финансовая система, а широкая общественность сильно травмирована событиями последних дней, – но снизят ее длительность и глубину. Как только экономика придет в норму, требования к минимальному капиталу банков снова будут повышены.

Международной финансовой системе тоже нужна помощь, но здесь есть повод для оптимизма. Европа осознала, что ей необходимо поддержать евро с помощью системы госгарантий на межбанковском рынке. А МВФ признал своей новой миссией защиту периферийных стран от шторма, бушующего в мировых центрах.

Очерченная здесь схема рекапитализации избавлена от проблем, которые таят в себе реверсивные аукционы по активам, стоимость которых сложно оценить. Она позволит перезапустить экономику и, возможно, даже принесет налогоплательщикам доход, сравнимый с доходностью вложений в мои фонды. Но нельзя терять времени. Власти упустили ситуацию, так как отставали от событий. К тому моменту, как они что-то предпринимали, эти меры уже становились неэффективными. Только немедленное объявление о всестороннем комплексе мер и решительное воплощение его в жизнь может вернуть ситуацию под контроль.

FT, 12.10.2008, Антон Осипов