4,34 трлн руб. на автодороги

Правительство определилось, сколько и где оно готово потратить на реконструкцию автодорог. К 2015 г. в России должно быть построено 8000 км дорог и расширено еще 6200 км, на эти цели предполагается потратить 4,34 трлн руб.

Автодороги в цифрах. 15,7%

на столько увеличилась протяженность автодорог общего пользования в России за последние 10 лет при росте уровня автомобилизации на 85%

3%

валового внутреннего продукта составляют потери РФ из-за неразвитости и низкой пропускной способности сети автомобильных дорог. Это в шесть раз выше, чем в странах Европейского союза

29%

такова доля протяженности автодорог федерального значения, работающих в режиме перегрузки (14 000 км). В пределах Московского транспортного узла эта доля превышает 60%

50%

общего объема перевозок по автодорогам федерального значения осуществляется в условиях превышения нормативного уровня загрузки дорожной сети Источник: ФЦП «Развитие транспортной системы на 2010–2015 гг.»

Перевозчики приветствуют принятие федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы на 2010–2015 гг.». По словам заместителя гендиректора Ассоциации международных автоперевозчиков («Асмап») Евгения Судакова, средняя скорость по дорогам России – 400 км в сутки, по дорогам Европы – 800 км и реконструкция автомобильной сети позволит перевозчикам ускорить доставку внешнеторговых грузов и более эффективно использовать экологически чистую большегрузную технику.

Приоритет – международным трассам

Однако Судаков признает, что в короткие сроки решить проблемы, копившиеся десятилетиями, не удастся, поэтому приходится искать разумный компромисс между строительством новых дорог и реконструкцией трасс с наибольшими пассажиро- и грузопотоками. К числу последних относятся те, дорожное полотно которых подвергается серьезной нагрузке в связи с прохождением большегрузного транспорта, в частности входящие в состав международных транспортных коридоров. Всего по территории России проходит три международных транспортных коридора, из них два основных – № 2 (Берлин – Минск – Смоленск – Москва – Нижний Новгород) и № 9 (Финляндия – Москва – Новороссийск – Астрахань), третий затрагивает Калининградскую область.

Судаков обращает внимание на темпы строительства важнейшей трассы М-1 «Беларусь», входящей в состав международного транспортного коридора №2. Белорусская сторона уже заканчивает реконструкцию своего участка дороги и полностью сдаст его в эксплуатацию не позже 2010 г. С российской стороны предусматривается строительство и реконструкция участков общей протяженностью всего 97 км – к 2015 г. На международный транспортный коридор № 9 приходится более трети всех международных автомобильных перевозок в России. Но сроки начала строительства скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург неоднократно переносились, в то время как объем грузопотоков на этом направлении ежегодно растет. Планируются к реконструкции всего 37 км автодороги М-10 «Скандинавия» (от Санкт-Петербурга через Выборг до границы с Финляндией). Это очень мало, констатирует Судаков. Причем на саму магистраль «Скандинавия» придется лишь 17 км, а 20 км – выход на погранпереход. «А ведь задача не только обеспечить выезд из России, но и «расшивать» узкие места на той же самой «Скандинавии», – говорит замруководителя филиала «Асмап» по СЗФО Константин Шаршаков. – Реконструироваться будет 25% дороги, но ее надо реконструировать всю. Эта дорога двухполосная, а уже нужна четырехполосная». К 2015 г. того, что делается сейчас, будет очень мало. Того, что будет сделано, уже станет недостаточно в связи с ростом грузооборота, перевозок, говорит Шаршаков.

Своевременной Шаршаков называет реконструкцию автодороги от Санкт-Петербурга через Приозерск, Сортавалу до Петрозаводска. Сейчас грузовой транспорт по ней практически не ходит из-за сложности профиля: дорога идет через поселки, на ней очень крутые повороты, тяжелые спуски и подъемы. Этой дорогой пользуются лишь транспортные грузовики местного значения, но не транзитники.

Судаков говорит, что программой предусмотрены очень важные для перевозчиков строительство и реконструкция подъездных дорог к 33 автомобильным пунктам пропуска, расположенным на дорогах, входящих в состав международных транспортных коридоров. Однако до сих пор огромное количество транспорта идет по региональным дорогам, находящимся в ужасающем состоянии, например от пунктов пропуска Брусничное и Светогорск через Выборг на Москву. По мнению «Асмап», таким дорогам нужно присваивать статус федеральных и проводить соответствующую реконструкцию.

«Асмап» выделяет также рижское направление как одно из наиболее нуждающихся в реконструкции, отмечает Судаков. Программой предусмотрено строительство и реконструкция участков этой дороги общей протяженностью 69 км, в основном в пределах Московского транспортного узла. Однако остальная часть этой федеральной трассы находится в очень плохом состоянии, и было бы целесообразно привести ее в порядок всю.

ФЦП также предусматривает строительство платных дорог. Среди них будут скоростная автомагистраль Москва – Санкт-Петербург, центральная кольцевая автомобильная дорога в Московской области, участки автомобильной дороги М-4 «Дон» от Московской кольцевой автомобильной дороги в Московской области до границы Липецкой и Воронежской областей, а также новый выход на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва – Минск. Пока в России действует только одна федеральная платная дорога – в обход села Хлевново на трассе М-4 – и составляет 20 км, сообщил чиновник Минтранса. Стоимость проезда – 20 руб. с легковой машины и 40 руб. – с грузовой за 10 км.

Новые стандарты и инфраструктура

Перевозчики отмечают, что дороги в России строятся исходя из устаревших и заниженных требований по загрузке автомобильного транспорта. Современные грузовики способны перевозить гораздо больший груз, но российские дороги, рассчитанные на меньший груз, быстро приходят в негодность. Средняя плотность дорожного покрытия в России рассчитана на 6–8 т, в связи с чем перевозчики вынуждены или выходить в рейс недогруженными, или оформлять специальные разрешения, говорит Судаков. Но принятая ФЦП не определяет, какие из намеченных к строительству и реконструкции дорог будут отвечать европейским нормам (40 т общей массы и 11,5 т нагрузки на ось грузовика). Пока в стране таких дорог не наберется и 0,5% от общей протяженности, говорит замгендиректора «Асмап».

Сейчас Минтранс согласовывает с МВД проект правил перевозок грузов и порядок выдачи спецразрешений, согласно которому общая масса груженых транспортных средств увеличится с 38 до 40 т, а нагрузка на ось – с 10 до 11,5 т, сообщил «Ведомостям» замдиректора департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса РФ Александр Шерстнев. Он утверждает, что дороги и мосты в России уже строятся по таким стандартам, а теперь этот стандарт будет введен и для пользователей – грузоперевозчиков. Планируется, что правительство РФ утвердит проект правил до конца 2008 г.

Судаков говорит, что развитие дорожной инфраструктуры (площадок для стоянки транспортных средств, объектов придорожного сервиса, включая пункты медицинской и технической помощи, питания и отдыха) обозначено в программе только в общем плане. А ведь уже с 2010 г. Россия должна перейти на использование электронных тахографов, что подразумевает необходимость выполнения международного соглашения о режимах труда и отдыха водителей. Без обустроенных и охраняемых площадок для стоянок транспортных средств достичь этой цели будет проблематично.

Кто заплатит

Общий объем финансирования ФЦП «Развитие транспортной системы» – 13,484 трлн руб., из них на подпрограмму «Автодороги» запланировано 4,34 трлн руб.; федеральный бюджет выделит 3,253 трлн руб., бюджеты субъектов РФ – 394,878 млрд руб., из внебюджетных источников планируется получить 694,049 млрд руб.

Откуда будут браться внебюджетные средства, в пресс-службе Минтранса сказать затруднились. Гендиректор Саморегулируемой ассоциации автомобильных перевозчиков (СААП) Станислав Швагерус говорит, что внебюджетные средства планируется изыскать с помощью механизмов государственно-частного партнерства. При этом доля участия частного капитала в инвестиционных проектах по развитию транспортной инфраструктуры очень мала и перед Минтрансом стоит необходимость привлечения массового инвестора, в том числе с помощью выпуска государственных транспортных облигаций, констатирует он. В ноябре 2007 г. глава Минтранса Игорь Левитин предложил использовать выпуск транспортных облигаций для привлечения инвестиций в отрасль.

СААП предлагает свой вариант изыскания средств на автодороги. Сейчас в Госдуме рассматривается законопроект о замене лицензирования субъекта предпринимательской деятельности обязательным страхованием его гражданской ответственности. СААП в рамках этого законопроекта предлагает ввести механизм страхования также в отношении автотранспорной деятельности, но регулировать это через саморегулируемые организации (СРО) автотранспортников. В рамках этих СРО ввести правило, чтобы не менее 30% компенсационного фонда СРО направлять в государственные ценные бумаги, например в транспортные облигации, поясняет Швагерус. Сейчас предложение об этом рассматривается профильными комитетами Госдумы, говорит Швагерус.

Сотрудник аппарата Госдумы говорит, что концепция СААП о создании СРО автотранспортников через механизм страхования транспортной деятельности и создания компенсационного фонда обсуждается не только в Госдуме, но и в Минтрансе и в Минэкономразвития. При этом о направлении средств компенсационного фонда на приобретение транспортных облигаций говорить преждевременно, пока не будет отлажена схема выпуска транспортных облигаций, на которые СРО могла бы направлять средства компенсационного фонда.