Громкие имена: Салат и девелопмент


Судьба агрокомплексов в России известна: большинство из них закончили свое существование в перестроечные 1990-е годы, распродав земли и свернув производство. «Белая Дача» – одно из немногих исключений. В этом году компании исполняется 90 лет, она владеет теплицами, торговыми и логистическими комплексами, сотнями гектаров земли и планирует развиваться дальше. О том, зачем агрофирма начала заниматься девелопментом и что из этого вышло, рассказывает основатель группы компаний «Белая Дача» Виктор Семенов.

– Каким образом вашей компании удалось просуществовать на российском рынке 90 лет?

– Действительно, немного компаний, особенно сельскохозяйственных, могут похвастаться столь долгой историей. В 1918 г. несколькими рабочими завода жатвенных машин им. Ухтомского была образована артель, впоследствии получившая название «Белая Дача». Возможно, нам в чем-то везло. Даже название не заставили поменять на какой-нибудь очередной «Восход коммунизма» или «Красный путь». В 1958 г. на базе нашей агрофирмы был создан первый самый большой тепличный комбинат на 512 га, в 1965 г. на нашей базе открылась первая биолаборатория, мы отказались от применения ядов в то время, когда никто об этом даже не помышлял.

Мы одни из первых перешли на хозрасчет. Хотя это были игры в экономическую независимость – внутри компании мы могли оставить не более 10% заработанных денег, но хозрасчет многому нас научил. И когда началась перестройка, мы смогли перевести компанию на новые схемы работы, найти иные источники финансирования. Например, на «Белой Даче» была внедрена западная система капельного полива, которая позволяла получать урожайность овощей в 2 раза выше (чем в других хозяйствах). Те агрокомплексы, которые пошли за нами, смогли выжить, остальных уже нет. В 1990-м г. «Макдоналдс» начал покупать у нас салаты. И до сих пор мы являемся эксклюзивным поставщиком «Макдоналдса» по России и Белоруссии.

В середине 1990-х гг. была проведена реорганизация и появилась собственно группа компаний «Белая Дача».

– В каких основных направлениях развивается в настоящее время группа компаний?

– Наше стратегическое направление – производство салатов и свежих овощных смесей, которым занимается компания «Белая Дача Трейдинг». Сейчас в связи с увеличением объема поставок мы уже не можем обеспечить себя собственным сырьем и начали развивать так называемый технологический аутсорсинг. У нас заключены договоры о поставке салатов и овощей с фермами в Липецке, Кубани, Калининграде, Крыму, Испании и т. д. Продолжат работать и собственные производственные базы в Подмосковье, но они будут в большей степени научно-техническим центром. Наша цель – через 10 лет присутствовать на всей европейской части России.

– Какова сегодня доля салатов в общем объеме прибыли?

– Примерно 20–25% нам приносит производство и поставка салатов и свежих овощей.

Второе важное направление – строительство садовых гипермаркетов под брендом «Садовый центр Белая Дача». Первый общей площадью 10 000 кв. м был построен весной прошлого года в составе «Мега Белая Дача».

– Тогда вы говорили, что компания планирует построить еще 20 таких центров.

– Сейчас мы собираемся открыть уже 30 гипермаркетов в европейской части России. Следующий садовый центр в ТЦ «Бугры» откроется в Санкт-Петербурге. Соответствующий договор уже подписан. Сырьевой базой садовые центры будет обеспечивать еще одна наша компания – «Белая Дача Цветы». Кстати, сегодня каждый 2–3-й цветок на московских клумбах – из этих питомников. В будущем году в Ступине приступим к строительству теплиц для цветочного комбината.

– В состав «Белой Дачи» ранее входила еще компания «Русские газоны». Сейчас информации о ней уже нет на вашем сайте, а в этой компании мне сказали, что осенью прошлого года они отделились.

– Да, мы продали свою долю в прошлом году. У нас сложились негативные отношения с канадским партнером (Романом Жардановским, канадским предпринимателем, владельцем компании Romalex Holding Limited. – «Ведомости»), и мы не захотели дальше работать.

– Эта ситуация связана с тем, что в августе прошлого года по вашему кабинету стреляли?

– Думаю, да. Это ситуация была создана искусственно. Пройдет время, и мы узнаем, кто ею управлял.

– У вас ранее был проект по развитию 5000 га в Раменском районе, которые были в собственности «Русских газонов».

– Теперь этими землями занимаемся не мы. Я даже рад, что проект самоликвидировался. Было понятно, что жизни не хватило бы его поднять. Кроме того, я всегда опасался, что эти 5000 га отвлекут нас от реальных проектов, которыми мы давно занимаемся, от основного бизнеса. Можно было бы увязнуть там и потерять то, что имеем.

– ГК «Белая Дача» владеет рядом логистических комплексов, является совладельцем огромного комплекса «Мега». Почему вы вообще решили заняться девелопментом?

– Девелопмент – относительно новое направление, которым мы начали заниматься всего 10 лет назад. Сначала мы просто спасали свиноферму, которая располагалась у МКАД, и перевели ее в Подольский район. Теперь на месте бывшей фермы построена «Мега Белая Дача». Как и другие агрокомплексы, мы столкнулись с проблемой использования земли рядом с активно расширяющейся Москвой. Большинство продало свою землю, мы выбрали другой вариант и начали строить.

– Идея оказалась удачной?

– Первый проект – складской комплекс на 5000 кв. м – оказался для нас довольно сложен. Наш партнер – Всемирный банк, выдавший кредит, навязал нам подрядчика, который обанкротился еще до начала строительства. Следующая компания даже не имела лицензии для работы в России. И нам пришлось все делать самим. Поскольку команда уже была сформирована, мы решили развивать это направление и строить следующий складской комплекс.

В настоящее время «Белая Дача» владеет комплексом из четырех складских терминалов класса А площадью 110 000 кв. м. Строительство пятого терминала площадью 30 000 кв. м завершится в 2009 г. Вместе с комплексом «Мега Белая Дача» и нашим производством группа компаний обеспечивает более 30% налоговых поступлений г. Котельники.

– В проекте «Мега» вашим партнером выступила компания IKEA, которая, как известно, сама строит на своей земле. Каким образом вы стали партнерами?

– Изначально мы отказали IKEA в продаже земли у МКАД, поскольку сами собирались строить торгово-развлекательный комплекс. И предложили партнерство. Переговоры длились более полугода, пока не приехал г-н (Ингвар) Кампрад. Ему понравилось наше предприятие, социальная часть, и мы заключили договор.

– Среди ваших партнеров – Hines, Европейский банк реконструкции и развития (EBRD), Райффайзенбанк и др. Сейчас изменилась ситуация в плане сотрудничества с западными компаниями?

– У нас по проектам партнеры все те же: EBRD, Hines. Конечно, ищем и новых. Например, для проекта в Тверской области – оператора яхт-отеля.

– Какие сейчас планы в сфере девелопмента у «Белой Дачи»?

– В этом году мы начинаем большой проект «Белая Дача Парк» в Котельниках. На 120 га будет размещена мультифункциональная застройка: малоэтажное жилье, ритейл, офисы. При создании концепции мы в какой-то степени ориентировались на предместья Лондона. Это будет город-парк для тех, кто хочет пользоваться всей городской инфраструктурой, но чувствовать себя как на природе. Люди смогут жить, работать, отдыхать в одном месте без необходимости выезжать.

Проект рассчитан на 5–6 лет, будет застраиваться в четыре очереди. В первый этап (2–3 года) на 40 га запланированы объекты нового для России формата боксового ритейла. Во вторую очередь будут возводиться малоподъездные 3–5-этажные дома с большой долей озеленения. Мы думаем убрать машины под землю и на крыши и разбить парк. Третья и четвертая очереди – офисы. Комплекс спланирован таким образом, что по внешнему периметру располагаются торговые помещения, а жилые находятся внутри.

Предполагаемый объем инвестиций в проект мы оцениваем на уровне $1 млрд.

– Ориентировочную стоимость резиденций могли бы уже назвать?

– Пока слишком рано об этом говорить, но это будет жилье бизнес-класса.

– Кто выступает партнером в этом проекте?

– Компания Hines, у нас равные доли. Но на время строительства мы отдаем лидерство Hines, их доля составляет 51%. После окончания строительства вся недвижимость будет в долевой собственности.

– Для этого проекта, насколько известно, вы реорганизуете существующую транспортную инфраструктуру.

– Да, это необходимо, поскольку нынешние дороги давно не справляются с потоком машин. К сожалению, сегодня бизнес сам должен создавать вокруг среду обитания, от государства этого не дождешься. Например, в случае с «Мегой» вместе с компанией IKEA мы построили съезд с МКАД. Тогда он нам обошелся в 300 млн руб. Сейчас при нашем активном участии разрабатывается проект эстакады, которая пройдет над железными путями, через Котельники и соединит МКАД (в районе 14-го км) и Новорязанское шоссе. Наша компания профинансировала проектные работы по разработке 6-полосной эстакады, что стоило 20 млн руб. Но на строительство в бюджете Московской области пока не выделено денег, а самостоятельно мы построить ее не сможем – стоимость одной только эстакады оценивается в 1,5 млрд руб.

– У вас есть еще загородный проект.

– Проект рекреационного комплекса «Пухлемский створ» в красивейшем месте Тверской области в 140 км от Москвы. Раньше была деревня Пухлема, которая исчезла под водой после создания Иваньковского водохранилища. Это место отметил еще бывший президент Борис Ельцин во время поездки. Там будет яхт-клуб на 100 судов, яхт-отель на 40–50 номеров, 50 резиденций, SPA-отель, рестораны. Сейчас мы ищем финансового партнера для проекта. В следующем году начнется стройка, основной объем планируем закончить в 2010 г.

– Объем инвестиций?

– Цифра уточняется, в любом случае это будет более $100 млн.

Еще один проект – многофункциональный центр BMW общей площадью 10 000 кв. м. Начнем строить в 2009 г., за год построим. Под Подольском запланировано 130 000 кв. м складов класса А, срок реализации проекта – 3 года.

– Как изменилась для вас финансовая ситуация в связи с кризисом?

– Трудности нас также коснулись. Мы никогда не гнались за быстрыми деньгами, главное – чтобы проекты окупались. Хотя у нас хорошая репутация у западных финансовых институтов, тем не менее условия кредитования изменились. Если раньше достаточно было 25–30% собственных средств для проекта, сейчас банки кредитуют только 65–70%. Но не изменился срок финансирования, мы также можем получить 20-летние кредиты.

– На рынке кредиты подорожали до 16–18% годовых.

– Для нас это нереальные цифры, в таких условиях мы просто не смогли бы реализовывать проекты. Но если до кризиса мы брали кредиты под 6,5–7,5%, сейчас ставки увеличились существенно, и ситуация далека от стабильной.