Рынок без рынка

Двадцатилетняя история проката автомобилей в России и присутствие на рынке всех мировых брендов так и не сделали эту услугу популярной у россиян. Весь российский автопарк прокатных автомобилей меньше, чем у одной южно-африканской компании, а основными арендаторами машин остаются компании и посольства

Крупнейшие прокатные компании мира. 1,0

млн автомобилей. Самый большой автопарк – у американской Enterprise Rent-A-Car (с учетом брендов Alamo и National). Оборот в 2007 г. – около $11 млрд

500000

автомобилей у Hertz Global Holdings, оборот в 2007 г. – $8,7 млрд

425000

автомобилей у Avis Budget Group (бренды Avis и Budget), оборот в 2007 г. – $6 млрд

215000

автомобилей у крупнейшего европейского игрока Europcar. Оборот в 2007 г. – 2 млрд евро

140000

автомобилей у Dollar Thrifty Automotive Group (бренды Dollar и Thrifty), оборот в 2007 г. – $1,76 млрд Источник: данные компаний

Оценки рынка автопроката, приводимые его участниками, отличаются в разы. По словам менеджера по организации продаж Raiden (бывший «Рольф-прокат») Ксении Чуканцевой, общий размер парка прокатных автомобилей в России – 1500–3000 шт., а объем рынка – $24–48 млн в год. Александр Парфенов, бренд-менеджер «Элекс-полюс прокат авто», считает, что в аренду сейчас предлагается до 5000 автомобилей. По мнению Чуканцевой, рынок растет на 20–30% в год, по словам коммерческого директора компании «Ольга-лимузин» Ольги Ляховецкой и Михаила Юдина, исполнительного директора Ассоциации прокатных компаний (создана 14 крупнейшими игроками рынка в 2003 г.), напротив, сокращается из-за демпинга со стороны новичков, которые сами же и не выдерживают конкуренции и разоряются.

«Реального состояния рынка прокатных услуг, его объема и динамики не знает никто, – уверяет Юдин. – Исследования стоят больших денег, которых нет ни у кого из автопрокатных компаний, а сами результаты исследований не повлияют на результаты деятельности предприятий».

Чего не хватает

Все предпосылки для бурного роста проката, по мнению Юдина, есть: машины в аренду берут в том числе и водители, оставшиеся на время ремонта или смены автомобиля безлошадными. А рынок автомобилей в России рос рекордными темпами последние пять лет: по данным аналитического агентства «Автостат», к началу 2008 г. парк автомобилей категории В (по классификации ГИБДД) превысил в России 30 млн. Из них 3,5 млн машин зарегистрировано в Москве и более 1 млн – в Санкт-Петербурге. Только в 2007 г. в Москве на учет в ГИБДД было поставлено 39 500 автомобилей Ford, 32 500 Lada, 30 882 Nissan, 28 408 Hyundai, 23 609 Chevrolet, 23 505 Toyota, 23 330 Mitsubishi, 19 407 Opel, 17 119 Renault и 15 744 Mazda.

Но рынок проката при этом не растет и крупных игроков на нем не появляется, сетует Юдин. «Слабо развит въездной туризм, во многих семьях есть два и более автомобилей (сломался один, можно пересесть на запасной), конкуренция с легальными такси и бомбилами, низкая междугородняя мобильность населения», – перечисляет причины стагнации аренды автомобилей в России Юдин. «Мешает развитию услуги то, что о ней в России до сих пор мало знают, и ее дороговизна», – добавляет директор по региональному развитию Europcar Russia Владислав Смирнов. Далеко не все смогут позволить себе недельный прокат Skoda Fabia за 10 000–15 000 руб.

Для сравнения: в Чехии Europcar предлагает недельную аренду Skoda Fabia 1,2 л с неограниченным пробегом за 294,8 евро.

Как следствие, самые приоритетные клиенты для российских прокатных компаний – корпоративные, заключающие договоры на длительный срок. Иностранцы обеспечивают прокатным компаниям не более 20% от общего оборота, а частные российские клиенты, которым машина нужна на короткий срок, для прокатчиков последние в списке приоритетных.

По словам Смирнова, есть общее маркетинговое правило для любого рынка: прокат автомобилей начинает развиваться, когда доход на человека превышает $1000 в месяц. России до этого показателя еще далеко. По данным Росстата, в июле средние денежные доходы в России составляли 15 953 руб. ($686), больше $1000 на человека зарабатывали только жители Москвы, Чукотского, Ханты-Мансийского, Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов, Тюменской и Сахалинской областей.

К тому же российские прокатные компании выдвигают очень много ограничений для частных клиентов. Например, большинство московских фирм ограничивают суточный пробег арендованного автомобиля 200–250 км и запрещают выезд за пределы Московской области, не говоря уже о поездке за рубеж – даже на Украину. Представители компаний говорят, что после беседы с менеджером и за дополнительную плату выезд за пределы области все-таки может быть разрешен, но не абы куда. Sixt Russia предупреждает, что может отказать в выезде в Адыгею, Карачаево-Черкесию, Кабардино-Балкарию, Северную Осетию – Аланию, Ингушетию, Чечню и Дагестан. «Пингвин автопрокат» не выпустит прокатный автомобиль только в Чечню.

Возвращать автомобиль почти все компании требуют в том же городе, где его брали. Исключение – Hertz, которая разрешает вернуть машину в другом городе, где есть ее франчайзи (15 городов, 1200–1300 автомобилей). Но это обойдется существенно дороже: например, Chevrolet Aveo в Москве предлагается от 1600 руб./сутки, но если Aveo взять в Москве, а вернуть на следующий день в Санкт-Петербурге, то заплатить придется 17 000 руб. Аналогичная поездка на Chevrolet Aveo из Москвы в Сочи стоит уже 29 586 руб.

Незаметные гиганты

Развитию российского рынка проката не помогло даже многолетнее присутствие всех глобальных брендов – у нас эти компании работают по франшизе.

Hertz появилась в Москве еще в 1996 г. – мастер-франшизу получило ЗАО «Ричмонт транспортные услуги». Холдинг «Гема» с 1999 г. предлагает услуги аренды под брендом Europcar. В 2000 г. компания «Ольга-лимузин» получила франшизу на пятилетнее использование Sixt. А с 2005 г. услуги под этим брендом оказывает прокатное подразделение группы «Автолайн». В том же году компания Raiden получила франшизу на бренды Dollar и Thrifty.

Компания «Ольга-лимузин» не захотела продлевать договор с Sixt и с 2005 г. предоставляет автомобили в прокат под собственным брендом. «Мировые бренды не помогают развивать прокатный бизнес в России. Слишком мало информации, и ментально люди не готовы брать дорогие машины в аренду», – поясняет Ольга Ляховецкая, коммерческий директор компании «Ольга-лимузин».

По словам Юдина из Ассоциации прокатных компаний, даже под марками мировых прокатных брендов наши компании остаются небольшими на фоне средних европейских и даже африканских фирм – у большинства из них парк не более 200 автомобилей. Для сравнения: южно-африканская First Car Rental, ставшая партнером Sixt в октябре 2008 г., владеет 40 станциями с 6000 автомобилей – это больше, чем весь российский рынок проката.

Российские компании не хотят рисковать, собирая большие автопарки, – слишком велики издержки и риски убытков из-за поломок и простоя автомобилей. За два года автомобиль теряет 35–40% своей стоимости. За этот период компания должна успеть окупить его стоимость, все затраты и получить прибыль, поясняет Смирнов из Europcar Russia. Хотя в Европе тот же Europcar прокатные автомобили заменяет каждые полгода. «Они могут себе это позволить, потому что европейские прокатные компании – самый желанный клиент для производителей и заводы им дают дилерские скидки», – поясняет Смирнов.

Lada или BMW

Больше всего шансов у частного клиента взять напрокат отечественный автомобиль или бюджетную иномарку. Один из самых больших парков арендных автомобилей, предназначенных для частного заказа, собрал «Элекс-полюс прокат авто». Летом в Москве компания предлагала в аренду около 500 автомобилей и в Санкт-Петербурге еще 200, рассказывает Парфенов из «Элекс-полюс прокат авто». Занимающая, по собственной оценке, 70% сегмента отечественных арендных автомобилей, компания предлагает в прокат почти всю линейку ВАЗа. Суточный прокат «классики» Lada 2104 стоит от 900 руб., «десятое» семейство – от 1130 руб./сутки за Lada 2110. «Когда люди остаются временно без машины, они не особо привередничают и готовы пересесть на Lada», – утверждает Парфенов. На таких клиентов приходится 70% заказов, 20% клиентов – это люди, которым жалко свою иномарку, и для поездки на дачу или рыбалку они арендуют отечественный автомобиль. Оставшиеся 10% – это те, у кого просто нет своей машины.

Взять напрокат престижные модели сложнее и намного дороже. Как признается один из представителей крупной прокатной компании, претендентов на аренду BMW или Audi проверяют не менее придирчиво, чем банки желающих получить крупный кредит. Только в отличие от банков прокатная компания не отказывает напрямую: если желающий взять в прокат автомобиль чем-либо не устраивает, то ему сообщат, что данной модели нет в наличии. Смирнов из Europcar Russia утверждает, что и сами частники предпочитают брать в аренду недорогие автомобили. По словам гендиректора компании «Пингвин автопрокат» Евгения Потеснова, в среднем сегменте наиболее популярны Ford Focus – в «Пингвин автопрокате» он стоит от 1800 руб./сутки. Но большая часть клиентов – это корпоративные, которые предпочитают аренду покупке собственного автопарка. Их доля в «Пингвин автопрокате» превышает 60%. Компании в отличие от частных клиентов не экономят и выбирают престижные марки: BMW 525iA, Audi A6 или Mercedes-Benz E200 за 6900 руб. в сутки каждая.

Неявная альтернатива

Количество автомобилей среднего класса в прокате невелико даже по российским меркам. В результате владелец иномарки, которая попала в ремонт или аварию, оказывается перед неутешительным выбором: садиться за руль отечественного или низкобюджетного иностранного авто после современного автомобиля желания нет, а брать напрокат Audi или BMW не по карману.

Образовавшуюся нишу не слишком активно пытаются заполнить крупные дилеры западных автоконцернов. Например, клиенты «СП бизнес кар», сдающие личный или корпоративный автомобиль на сервисные станции Toyota и Lexus, могут взять на время ремонта арендный автомобиль, рассказывает Яков Симонов, пресс-секретарь компании. Аренда Yaris обойдется в 1750 руб./сутки плюс залог в 36 000 руб. Чем больше срок аренды, тем меньше плата за прокат. Клиентам со стороны аренда обойдется на 350–1100 руб. дороже. По словам Симонова, прокатный парк составляет 130 автомобилей. Но, судя по отчетности «СП бизнес кар», прокат никогда не был для компании значимым бизнесом: в 2007 г. при общей выручке компании почти в $1 млрд прокат автомобилей принес $2,3 млн. В этом году «СП бизнес кар» ожидает, что доходы от проката вырастут до $2,7 млн.

Кризис добил

Крупнейшего российского продавца автомобилей Lada, Chery и Daewoo – «Инком-авто» похожее соотношение доходов от проката и основного бизнеса не устроило. Пять лет назад компания вышла на рынок проката с автомобилями ВАЗ, ГАЗ, Hyundai, Daewoo и Renault. Стоимость проката начиналась от 630 руб./сутки. Весной 2008 г. компания сообщила, что прокат автомобилей закрыт. «Его рентабельность оказалась намного ниже уровня рентабельности основного бизнеса. На него отвлекалось много управленческих ресурсов», – объясняют в пресс-службе «Инком-авто».

Меньше года проработала и компания «РЖД тур Rent Car», которую в 2007 г. создала «дочка» РЖД – туристическая компания «РЖД тур». Компания открыла пункты проката на Московском вокзале в Санкт-Петербурге и на Ленинградском в Москве, предложив клиентам Ford Focus II и Hyundai Accent по цене от 2350 руб./сутки. Но уже в августе 2008 г. проект был закрыт.

«Фирма разорилась, все автомобили распроданы, остались только горные велосипеды», – заявил представитель «РЖД тур Rent Car». В провале прокатного проекта он винит мировой финансовый кризис.