Очарование жизни

Выставка Мартина Мункачи демонстрирует фотографии, так и не постаревшие за семьдесят лет
Мартин Мункачи. Счастливая семья – бедный родственник

У фотографа Мартина Мункачи, венгерского еврея, перед войной прославившегося в Германии, а после войны – в Америке, был замечательный дар сохранять в фотографии жизнь. Его снимки, показанные на выставке, открытой Московским домом фотографии в Манеже, до сих пор сохраняют легкое и свежее дыхание, хотя сделаны в 30–40-е гг. прошлого века.

Черно-белые, технически устаревшие, явно давно снятые фотографии Мункачи хранят давно ушедшие мгновенья: лица и движения людей, события и реакции участников этих событий. Он работал спортивным журналистом, фоторепортером, а потом фотографом моды, так что на выставке есть и футболисты, и шахтеры, и аристократы, и голливудские звезды, и африканская беднота.

Выставка называется «Думай, когда снимаешь» – это слова уже знаменитого Мункачи, обращенные к молодым коллегам. Но кажется, что сам он снимал бездумно – настолько естественно выглядят его кадры. Другой его девиз – «Скорость и диагонали». Если присмотреться, то выстроенность его снимков отчетливо видна – и диагональная композиция, и приемы, позволяющие передать движение героев, но это если специально всматриваться. Формальные находки не портят непосредственности восприятия.

На выставке показаны журнальные развороты с фотографиями Мункачи, который работал для Berliner Illustrirten Zeitung, когда у издания был самый большой в мире тираж, для Harper’s Bazaar в пору расцвета, для Life. Эти развороты эффектны и запоминаются. Например, «Горностай и хлопок» – поставленные рядом портреты белой богачки с ребенком и негритянки с младенцем в поле. И никакой назидательности – обе мадонны, очаровавшие фотографа.

Мункачи был очарован жизнью, и она ему благоволила. Фотограф-самоучка из венгерского захолустья стал богатым и знаменитым. А умер в 67 лет, на футбольном мачте, когда вскочил с фотоаппаратом, чтобы заснять гол.