Немилость Кремля

С 2002 г. число прошений о помиловании сократилось в разы. Дело в том, что за последние два года помилован лишь один человек, а президент Дмитрий Медведев ни разу не воспользовался этим правом
Д. Гришкин

О сильном сокращении количества ходатайств о помиловании «Ведомостям» сообщили сразу в нескольких регионах. По сравнению с 2002 г., когда были образованы региональные комиссии по помилованию, в Вологодской области число прошений снизилось с 216 до 46 (2007 г.), в Челябинской – со 162 до 60, в Ростовской – со 106 до 61. «Указов о помиловании нет, люди уже и не надеются», – объяснила Валентина Перемыкина из правительства Челябинской области.

С момента введения новой процедуры помилования, утвержденной указом президента № 1500 от 28 декабря 2001 г., число помилованных сокращалось из года в год. В 2003 г. Путин помиловал 187 человек, в 2004 г. – 72, в 2005 г. – 42, в 2006 г. – 9, в 2007 г. – никого. Прошения подаются в региональную комиссию по помилованию, оттуда поступают губернатору, после этих фильтров судьбу осужденного решает президент. Когда существовала единая комиссия во главе с Анатолием Приставкиным, в год помилования получали до 12 000 человек.

За последние два года помилован один человек – Иосиф Жигарловский, осужденный на три года за хищение вверенного ему имущества. Указ подписал в январе 2008 г. президент Владимир Путин. Как рассказал консультант правового управления правительства Москвы Вячеслав Степин, Жигарловский работал курьером и не донес до своего работодателя 156 940 руб. А помиловали, считает Степин, потому что он ранее был боевым офицером: воевал в Чечне, получил ранение и награжден Орденом мужества.

При новом порядке помилования почти перестали поступать ходатайства от женщин и несовершеннолетних, хотя у них на помилование шансов больше, сказал начальник отдела по вопросам помилования Вологодской области Вячеслав Леднев. Понимая, как сложно получить помилование, заключенные стали чаще просить об условно-досрочном освобождении (УДО), сказал представитель комитета Петербурга по вопросам законности и безопасности Владимир Хохлев. Процедура УДО стала работать эффективнее, подтвердил председатель нижегородской комиссии, президент ГАЗа Николай Пугин. Опрошенные чиновники отметили, что с прошениями в основном обращаются мужчины, осужденные за тяжкие преступления, которым добиться помилования по определению сложно.

Источник в Кремле сказал, что сейчас обсуждается эта тема и решается, когда и в какой форме возобновить процедуру помилования.

Сейчас не милуют никого, но тот маховик, который раскрутила предыдущая комиссия, тоже был ненормальным, считает Александр Чеботарев из правительства Ивановской области. Если норма о помиловании существует, то процедура должна работать, уверен член Общественной палаты Анатолий Кучерена. Сейчас института помилования фактически нет, констатирует член правления «Мемориала» Светлана Ганнушкина.