Семейство карликовых компьютеров

Мини-ноутбуки (или субноутбуки) появились на рынке давно, но особой популярностью они не пользовались, так как стоили дороже обычных ноутбуков. Стоило производителям мини-ноутбуков сделать их менее мощными, более дешевыми и переименовать в нетбуки – и покупатели начали расхватывать их как горячие пирожки

Взрывной рост. 14

миллионов нетбуков будет продано в мире в 2008 г., прогнозируют аналитики DisplaySearch

1

миллион этих устройств удалось продать за прошлый год, по тем же данным

Слово «нетбук» (от английских net – «сеть» и notebook – «портативный компьютер») впервые появилось еще в начале 2000-х гг. Его ввела в обращение компания Psion, специализировавшаяся в то время на выпуске карманных персональных компьютеров. Ее нетбуки весили около килограмма, имели цветной экран с диагональю 7,7 дюйма и 16 Мб памяти. Предполагалось, что на нетбуках люди будут в основном создавать текстовые документы, таблицы, а также выходить с их помощью в интернет. Но широкого распространения нетбуки Psion не получили.

В начале этого года вторую жизнь слову «нетбук» дала компания Intel. Она ввела его в обращение, анонсируя новые сверхминиатюрные процессоры Intel Atom с пониженным энергопотреблением, предназначенные для мобильных интернет-устройств и недорогих портативных компьютеров.

Современный нетбук – это, как правило, небольшой, легкий (весом около 1 кг) и маломощный ноутбук. В большинстве нетбуков используются как раз процессоры Intel Atom, а место жесткого диска зачастую занимает твердотельный накопитель на основе flash-памяти. Кроме того, обычно в нетбуке имеется модуль для беспроводного интернет-доступа по технологии WiFi и встроенная веб-камера. Но самое важное – низкая цена: от $250. Именно это стало причиной невероятной популярности нетбуков среди покупателей. Ведь обычный ноутбук редко стоит дешевле $500.

По оценке аналитической компании IDC, в III квартале 2008 г. в регионе EMEA (страны Европы, Ближнего Востока и Африки) было продано около 2 млн нетбуков, а в IV квартале продажи могут составить 4 млн устройств. Именно нетбуки станут драйвером роста компьютерного рынка в условиях нынешнего экономического кризиса, уверена Карин Паоли из IDC.

Лидеры по продаже нетбуков – тайваньские компании Asus и Acer. По оценке IDC, совместно они контролируют свыше 80% этого рынка в мире. Asus свой первый нетбук из серии Eee PC представил еще в прошлом году. Сейчас в линейке Eee PC целых 15 моделей с диагональю экрана от 7 до 10 дюймов; они оборудованы либо flash-памятью от 2 до 40 Гб, либо жестким диском на 160 Гб.

В России Eee PC продаются с апреля 2008 г., сейчас представлено семь моделей стоимостью от 8000 руб. По словам специалиста по связям с общественностью Asus Technology Даниила Козьякова, в России уже продано около 300 000 Eee PC, а до конца 2008 г. Asus планирует довести эту цифру до 500 000.

Успех нетбуков Козьяков объясняет тем, что эти устройства отвечают потребностям очень широкого круга покупателей: «Они прекрасно подходят как для детей, студентов, домохозяек и людей, незнакомых с компьютером, так и для тех, кто часто путешествует. Многие покупают Eee PC в качестве второго компьютера, чтобы носить его везде с собой».

Нетбук Aspire One от Acer с экраном 8,9 дюйма появился в России в августе. Сейчас Aspire One доступен в двух разновидностях – с flash-памятью на 8 Гб или с жестким диском на 120 Гб. Цена – от 12 000 руб. По словам коммерческого директора Acer CIS Григория Низовского, его компания уже продала в России 50 000 Aspire One, а до конца года рассчитывает реализовать еще 100 000 таких устройств. А скоро в России появятся новые модели Aspire One со встроенными модулями WiMax и 3G, позволяющими организовать беспроводной высокоскоростной доступ в интернет, обещает Низовский.

В том же августе в России начались продажи нетбуков от MSI. Сейчас в серии нетбуков Wind доступно две модели – U90 (диагональ экрана – 8,9 дюйма, жесткий диск на 80 Гб) и U100 (10 дюймов, жесткий диск на 80 Гб), цена обеих – от 10 000 руб. Одновременно с MSI о запуске линейки нетбуков Neo объявил российский Rover Computers. Сейчас в продаже есть две модели этого производителя: Neo U100 с 10,2-дюймовым экраном и жестким диском на 120–160 Гб и Neo U800 с 8-дюймовым экраном и жестким диском на 60 Гб. Минимальная цена RoverBook Neo – 7000 руб.

Некоторые производители, выпускающие небольшие ноутбуки, не спешат причислять их к нетбукам. Например, в России вот-вот начнутся продажи ноутбука HP 2133, который по всем признакам относится к нетбукам, тем не менее HP предпочитает называть его мини-ноутом. «Нам очень не хотелось попасть в общую «группу в полосатых купальниках», которые начали гонку вооружений на рынке, при том что конфигурации [устройств] у всех более или менее схожие», – объясняет менеджер по коммерческим ноутбукам «HP PSG Россия» Сергей Сидоренков. По его словам, экран мини-ноута HP имеет более высокое разрешение, чем у стандартных нетбуков (1280 на 800 точек и 1024 на 600 точек соответственно), а размер клавиатуры HP 2133 составляет 92% от размера стандартной клавиатуры, тогда как у нетбуков клавиши более мелкие. Кроме того, мини-ноут полностью защищен от ударов, падений и проливания жидкостей на клавиатуру. «Целевая аудитория нашего мини-ноута – деловые люди и бизнес-сектор, где работа связана с постоянным перемещением, как, например, в недвижимости или страховании», – говорит Сидоренков. Ориентировочная цена HP 2133 – 450 евро.