Приезжим нет места в отелях

Самарские отельеры надеются, что администрация обеспечит поток туристов, но пока вынуждены рассчитывать на себя

С осени прошлого года цены на рынке гостиничных услуг Самары повысились в среднем на 10–15%, подсчитали опрошенные «Ведомостями» эксперты.

Наживаются на дефиците

«Европа», например, за последние пять лет поднимала цены всего дважды», – говорит Анна Фатичева, старший администратор гостиницы. Отельеры, по ее словам, в этом вопросе ориентируются друг на друга. С конца прошлого года «Европа» увеличила стоимость номеров на 15%, на столько же подняли цены и ее конкуренты. «С 2007 г. наши номера подорожали в среднем на 300 руб.», – рассказывает начальник отдела бронирования и маркетинга гостиницы «Россия» Ирина Кудряшева, объясняя это ростом цен на коммунальные услуги и продукты питания.

По словам Фатичевой, несмотря на рост цен, спрос на номера по-прежнему превышает предложение: «Конкуренция есть, но жесткой ее не назовешь». Особенно востребованными любые самарские гостиницы становятся во время различных конференций, выставок и т. п. «В такое время у нас заполнены все номера, а клиенты продолжают звонить», – рассказывает Кудряшева. Среднегодовая заполняемость номерного фонда в Самаре, по ее данным, составляет около 75%.

По оценке Павла Третьякова, консультанта по недвижимости, на рынке гостиничных услуг Самары сейчас представлены все форматы: крупные отели с мировым именем («Ренессанс-Самара» и Holiday Inn), отреставрированные советские гостиницы (например, «Россия» и «Октябрьская»), мини-отели на 25–30 номеров и даже на 10–12 номеров. Но дефицит на рынке сохраняется, подытоживает эксперт. Средняя окупаемость самарских гостиниц, по подсчетам Третьякова, составляет 7–10 лет, а целевых программ «в помощь инвесторам в гостиницы» в городе нет. С ним согласен управляющий сетью отелей «Ост-вест» Михаил Ильин: «Мы о таких не слышали, при развитии сети обходимся собственными силами».

Из центра на окраины

В Самаре традиционно востребованы гостиницы в центре, так как, по словам Кудряшевой, главная туристическая достопримечательность города – набережная Волги и гости хотят селиться с видом на реку. «Но в центре все застроено, и большая проблема найти свободный участок земли», – говорит Третьяков. Места под застройку есть в спальных районах и на окраинах. Сергей Винтаев, руководитель департамента оценки компании «Спектр недвижимости», считает, что инвесторы могли бы обратить на них внимание, там как там сейчас «активно появляются деловые, торговые и развлекательные комплексы».

Приходящим инвесторам участники рынка советуют обратить внимание на сегмент недорогих отелей – они пользуются повышенным спросом у командированных. «Не все приезжие могут позволить себе отдать от 7000 до 30 000 руб. в сутки в Holiday Inn или «Ренессанс-Самаре», – говорит Фатичева. По ее словам, городу остро требуются отели со стоимостью номера от 3000 руб. в сутки.

Привлечь туристов

Отельеры отмечают, что, несмотря на то что основную часть их клиентов составляют бизнесмены, у Самарского региона большой туристический потенциал. Областные власти разработали, например, проект туристско-рекреационного комплекса «Жигулевская жемчужина» на территории национального парка «Самарская Лука». Часть средств на его реализацию будет выделена из областного бюджета, власти также надеются привлечь частных инвесторов. По информации регионального департамента развития туризма, ядром комплекса определено село Ширяево. Среди планируемых сооружений причальный комплекс, пляжная зона на берегу Волги, аттракцион «Бурлаки на Волге», небольшая гостиница на 20 номеров, ресторан и т. д.