Ученье побоку

По данным портала Headhunter.ru, в период с сентября по октябрь среднее количество вакансий для бизнес-тренеров уменьшилось на 36,37%. Основные клиенты бизнес-тренеров – крупные компании – отказываются от обучающих программ

Ольга Голышенкова, исполнительный директор Международной ассоциации корпоративного образования (МАКО), говорит, что большинство компаний – членов МАКО (включает «Норильский никель», «Северсталь», РЖД и др. – «Ведомости») планируют снижать расходы на корпоративное образование в среднем на 20%. Вызвано это, в частности, финансовым кризисом.

Пока не заметно

Вениамин Караганов, ректор корпоративного университета «Норильского никеля», этой цифры не подтверждает, но и не опровергает. «Сейчас этап сбора заявок на обучение, – поясняет Караганов, – сложно сказать, изменится ли бюджет, но вряд ли он увеличится».

Анна Банокина, менеджер по подбору и развитию DHL International, рассказывает, что бюджет на корпоративные программы 2009 г. утвердили еще в августе. «Нас попросили внимательнее отнестись к оптимизации программ, – говорит она. – Первоначальный вариант бюджета-2009 был на 15% больше».

Изменения на рынке могут повлиять только на проведение кратковременных программ либо немного сдвинуть проведение этапов долговременных программ, продолжает эксперт. Небольшая приостановка тренинговой активности есть, но крупные программы, такие как MBA, Leadership Development Program (LDP) для топ-менеджмента, Management Development Program (MDP), Sales Program (BIC), заказанные у внешних поставщиков, продолжаются. Один из модулей LDP был перенесен с конца 2008 г. на январь-февраль 2009 г., но это связано с выбором оптимального времени для занятий. По словам Банокиной, отдел обучения и развития работает согласно установленному в начале года плану: проводит все внутренние тренинги, программу Fundamentals, Induction, консультирует. Сейчас там работает три бизнес-тренера. Правда, временно снизились темпы расширения штата – до конца года планировали набрать порядка 1000 человек, а сейчас набор стал гораздо спокойнее, вакансии согласуются более тщательно.

Бюджет сокращается

Юлия Ужакина, партнер «Амплуа брокер», говорит, что кризис в первую очередь ударит по дорогостоящим программам с бюджетом больше 2,5 млн руб. и программам, называемым nice-to-have: навыков тайм-менеджмента, искусства презентации и т. п. Галина Тихонова, руководитель Trainings Index (исследование систем корпоративного обучения персонала в России), уточняет, что те, кто до кризиса соглашался платить 95 000 руб. за тренировочный день, теперь готовы платить только 70 000 руб.

Ее слова косвенно подтверждает Татьяна Драчук, главный менеджер по связям со СМИ холдинга «Евраз»: «Кризис заставляет все предприятия металлургической отрасли переходить на режим экономии ресурсов. В том числе и расходов на обучение персонала. Компания временно приостанавливает большинство проектов по обучению сотрудников за исключением случаев, когда это обучение обязательно – связано с допусками к определенным видам работ и предусмотрено действующим законодательством».

Ольга Малина, руководитель департамента карьерного планирования и развития персонала ФК «Уралсиб», прогнозирует, что из-за кризиса корпорации откажутся от долгосрочных дорогостоящих программ, увеличат роль дистанционного обучения, как это было сделано в «Уралсибе», и сократят сотрудничество с внешними провайдерами как минимум на 80%.

Мы их теряем

Компании, занимающиеся бизнес-тренингом и консалтингом в сфере HR, тоже наблюдают постепенный отток клиентов. Светлана Аракелян, гендиректор тренинговой компании «99 по Фаренгейту», говорит, что в текущей ситуации заключение договора не гарантирует сделку, как это было раньше. «Мы не можем быть уверены, что все проекты, планируемые в текущий момент, состоятся, – подчеркивает Аракелян. – Среди наших клиентов есть компания, которая притормозила цикл управленческих мастер-классов, и клиенты, которые просят перенести тренинг. Правда, есть и новый клиент, планирующий начать длительную программу обучения управленцев».

«Мы проводим мастер-классы по разработке тренингов. Основные посетители – сотрудники HR-служб и отделов T&D, – рассказывает Аракелян. – Клиенты предпочитают прийти на мастер-класс, поучиться и провести тренинг в компании самостоятельно. Два мастер-класса по четыре часа стоят 7400 руб., а тренинг на подобную тему, проводимый компанией-провайдером, обойдется в 60 000 руб. за один день. Такое оживление косвенно подтверждает сокращение бюджетов на корпоративное обучение».

«Когда экономика в депрессии, первое, от чего бизнес отказывается, – это, к сожалению, расходы на персонал, – комментирует Павел Безручко, гендиректор «Экопси консалтинг». – Хотя полной остановки работы, конечно, не будет. Компании продолжают заказывать консалтинговые проекты, срезая второстепенное. Скажем, от тренинга по эффективной коммуникации клиенты откажутся, зато закажут тренинг навыков управления в ситуации кризиса. Появится спрос на «антикризисные» сервисы». В «Экопси», например, уже сейчас выросло количество заказов на проведение сессий для топ-менеджмента по выработке стратегии компании на период экономического спада, а также на проекты по оптимизации численности персонала стоимостью от 600 000 руб. Безручко добавляет, что из-за кризиса ряд компаний – клиентов «Экопси» отказались от проведения тренингов, «но это не носит масштабного характера».