Кризис менеджмент: Прибыль на убытках


Что такое кризис? Предлагаю два определения. Первое: это исчерпание какого-то бизнес-ресурса и отсутствие нового. Скажем, закрепили хорошую клиентуру на удачном ассортименте. Но конкуренты улучшили продуктовую линейку новинками, и потекла клиентура... Второе определение: неготовность к внезапно изменившимся внешним условиям. Например, как теперь с финансами. В первом случае – наша вина: упустили новинки. Во втором – не мы виноваты, но какая-то доля нашей вины все же есть.

Какая? Я имею в виду пассивное, обреченное отношение к беде. И хочу предложить такой шанс, назовем его «синергичное мышление»: искать плюсы в минусах. Вот как это выглядит на практике.

Однажды меня пригласили в качестве эксперта при распределении грантов среди предпринимателей малого и среднего бизнеса. Входит в кабинет невысокий человек, неуверенно здоровается, садится на краешек стула. Передо мной его заявка на переоснащение женской больницы. Он, врач-гинеколог, купил когда-то заброшенный детский сад, оборудовал его под клинику, и дело пошло. Но аппаратура устарела. Он уныло комментирует: «У меня уже два раза по суду муниципалы хотели отнять здание. Наверное, не успокоятся. Так что вряд ли дадите мне грант». Я ему: «Но вы оба процесса выиграли?» Он: «Но они же могут и в третий раз». – «Вы – дважды герой бизнеса, закаленный в боях с бюрократами! – восхищаюсь я. – Давайте так и напишем в заявке. Это отдаст вам симпатии членов комиссии. Тем более что ее возглавляет женщина». Он приободрился: «Ну вообще-то так оно и есть».

Или хлебопек жалуется: «Нас эти мини-пекарни забили низкими ценами. Какие у них расходы? А у нас одна лаборатория сколько требует!» Мой ответ: «Апочему вам не обратиться к покупателю: мы единственные в районе, у кого есть профессиональная лаборатория. Давайте на лейблах к вашим булкам так и писать, тогда люди поймут, почему дороже. И кто-то согласится платить».

Еще один занимательный пример. На севере Шотландии я попал в настоящее облако кровососущей мошкары. Все кругом обмахивались, чертыхались, прятались от нее по барам. А в одном месте собралась небольшая толпа. В центре стоял торговец самодельными сувенирами. Он пойманную мошкару запаивал в прозрачные желтые пластинки, чем-то похожие на янтарные. Публика с удовольствием разбирала необычный товар.

Или про нас, консультантов. На международной конференции я спросил коллегу из Германии: «У вас сейчас рецессия – наверное, трудно с клиентами?» – «Да, – вздохнул он. – Трудно бизнесу, и он экономит на консультантах». На следующий вечер я прогуливался с другим консультантом, тоже из Германии, и тоже выразил сочувствие. Ответ его оказался неожиданным: «Что вы! Раз моим клиентам трудно, они чаще обращаются ко мне за помощью. Нужно только уметь помогать».