Цена на нефть: Кризис нехватки мощностей


Цена нефти – ключевой фактор определения параметров российского бюджета. Прогнозы цен нефти и газа нужны многим. Нужны краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы. В части экспертного сообщества существует устойчивое мнение о принципиальной непредсказуемости динамики цен на нефть. Это мнение пессимистов, впечатленных большой грудой руин прогнозов цен нефти. Траектория динамики цены на нефть – это кардиограмма неровного ритма развития такого сложного организма, как глобальное энергетическое хозяйство, развивающееся на фоне политической нестабильности. Именно сложность этой системы определяет трудность прогнозирования цен нефти, но все же не делает это занятие безнадежным.

1. Какими будут цены на нефть в ближайшей и среднесрочной перспективе?

Опыт последних 35 лет показывает, что способности исследователей предсказать, опираясь на экспертные оценки или математические модели, не только правильное значение, но подчас даже верное направление перспективной динамики цены жидкого топлива крайне ограниченны. Тем не менее прогнозирование цен на нефть нельзя рассматривать как модную игру, бесполезную для практиков. В эту игру независимо от того, осознают они это или нет, вовлечены все фирмы, вкладывающие огромные инвестиции в нефтегазовый сектор, министерства финансов многих стран, а также сотни миллионов потребителей.

При всей сложности прогнозирования цен нефти определение по крайней мере направления их динамики и диапазона изменений является посильной задачей, «уроки будущего все же учить можно». Среди множества факторов, движущих цены нефти, есть объективные и спекулятивные, долговременные, краткосрочные и даже мимолетные. Представление о том, что динамика цен нефти определяется преимущественно спекулятивными факторами, неверно. Если повышение цены нефти является результатом только спекуляций, то оно проходит так же быстро, как и приходит.

Нефтяной кризис начала

XXI в. – это кризис нехватки мощностей нефтедобычи. Она сложилась за счет работы именно рыночных факторов – роста спроса на нефть при низких ценах и нежелания при таких ценах вкладывать средства в развитие нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности.

Верхний предел роста цен на нефть определяется исходя из теории об ограничении роста монопольной цены нефти платежеспособным спросом ее потребителей при ограниченности возможности снижения потребления нефти, определяемой ее значимостью для процесса расширенного воспроизводства. Эта теория развивается автором 20 лет. Согласно ей предел роста монопольной цены достигается тогда, когда, повышая цены на 1%, монополист не получает дополнительного дохода из-за снижения потребления нефти более чем на 1%.

Простое правило для очень сложного явления: возможности роста цен нефти иссякают, как только доля расходов на энергию в ВВП превышает 10–11%.

При цене нефти $147/барр. доля расходов на энергоснабжение экономики США и ОЭСР достигает 14–15%. Чтобы спуститься к обозначенному пределу, среднегодовая цена нефти должна снизиться до $70–80/барр. Поскольку рост цен нефти в середине 2008 г. зашкалил за верхний предел, постольку снижение цены нефти может оказаться более значительным – до $40–50/барр. и даже до $30–40/барр. с возможным постепенным выходом на уровень $60–80/барр. в районе 2015 г. Многое будет зависеть от того, каким будет замедление экономики, как быстро будут проникать на рынок энергосберегающие технологии и альтернативные источники энергии.

2. Что произойдет с российским бюджетом, см. таблицу.

3. На каких областях деятельности отразятся эти изменения в первую очередь?

Рост цен на энергию стал одной из причин мировой рецессии, которая будет продолжаться не менее 1,5–2 лет. Следовательно, будут затронуты все экспортно-ориентированные сырьевые производства. Будет также затронуто строительство в силу замедления роста инвестиций. На машиностроении это скажется противоречиво: спрос на машины и оборудование может расти медленнее, но ослабление рубля сделает промышленность более конкурентоспособной. Однако при условии, что она активно займется снижением издержек производства. Могут существенно упасть цены на недвижимость.

4. Почувствуют ли простые россияне последствия снижения цен на нефть?

Конечно, разные группы людей падение цен затронет по-разному. Определенный эффект уже есть. Нефтяники, газовики и металлурги уже не смогут жить так, как в последние годы. Рост заработной платы, опережающий рост производительности труда, будет невозможен. Брать необеспеченные кредиты будет существенно труднее. Отношение к деньгам и личным возможностям станет более трезвым. Экономический рост и рост благосостояния лишится того нездорового налета лихорадочности, который можно было наблюдать последние два года. При очень существенном падении цен негативное воздействие, естественно, будет более значительным.