Компания недели: Volkswagen


Возможно, президент компании Porsche Венделин Видекинг и ее финансовый директор Хольгер Хертер войдут в историю не только как самые успешные менеджеры современного автопрома, но и как могильщики последних титанов Wall St. Кто бы мог подумать, что их стратегия развития нишевого производителя спорткаров Porsche разорит фондовых спекулянтов?

Porsche – самая прибыльная автокомпания в мире с годовым объемом выпуска всего 100 000 машин – не способна создать производство полного цикла и зависит от партнеров – других автопроизводителей. Крупнейший из них – Volkswagen (VW) – оказался в кризисе и стал лакомым куском для поглощения. В нынешних условиях проглотить крупнейшего автопроизводителя Европы мог лишь финансовый инвестор, нацеленный на краткосрочное получение прибыли, и будущее VW – а следом и Porsche – становилось неясным. Видекинг с Хертером убедили акционеров Porsche начать скупать акции VW. Porsche договорилась с банками об открытии кредитной линии в 35 млрд евро и к весне 2007 г. собрала 30,9% VW (став де-факто контролирующим акционером VW), потратив на скупку пакета лишь 5 млрд евро.

Но тут в дело вступил второй по величине акционер VW (20%) – правительство земли Нижняя Саксония, где расположены основные заводы VW. Чиновники справедливо рассудили, что, после того как Porsche соберет контрольный пакет, встанет вопрос об оптимизации производства на VW. По «Закону Volkswagen» чиновникам было достаточно 20%, чтобы блокировать неугодные решения, но Европейский суд признал эту норму незаконной. После чего премьер Нижней Саксонии заявил, что его правительство сделает все, чтобы увеличить долю до 25%. Чтобы выключить чиновников из игры, Porsche надо было собирать уже 75%.

В начале октября Видекинг заявил, что скупить 75% акций нереально из-за кризиса. Но в воскресенье грянул гром: Porsche объявила, что уже владеет 42,6%, через опционы – еще 35,14%, а к весне соберет 75%. Тут-то и выяснилось, что спекулянты, взяв в общей сложности в долг 12,8% акций VW, играли на их понижение, рассчитывая, что контроль Porsche обесценит их. Но после объявления Porsche котировки акций VW устремились вверх, VW на несколько часов стала самой дорогой компанией в мире, а спекулянтам пришлось начать продажи. Их потери могут составить до $30 млрд. Среди проигравших называют Goldman Sachs и Morgan Stanley, но полный список пострадавших в ДТП с участием VW еще предстоит составить .