Ценности: Неизвестные водоразделы


Сытый и голодный понимают друг друга плохо. Разница в возможностях прокормить себя и свою семью – глубочайший барьер, разделявший людей с незапамятных времен. Но чем обеспеченнее становились общества, тем важнее оказывались другие барьеры – религиозные, социальные, образовательные. Как показал опыт политических баталий в послевоенном мире, люди разного уровня образования, воспитанные в разной среде, придерживающиеся разного отношения к одной и той же вере, понимают друг друга так же плохо, как сытые и голодные. Для того чтобы описать это взаимное непонимание, обострившееся в последние десятилетия, в США стали использовать понятие «культурные войны», заимствованное из европейского обихода гораздо более раннего времени. Некоторые считают, что культурные противостояния уже давно вытеснили традиционную политику. Люди могут отлично общаться или не разговаривать друг с другом, но они занимают противоположные позиции, воюют по ключевым вопросам убеждений и нравственности: преподавание в школах религиозных представлений о происхождении видов, отношение к чужакам, иноверцам и иммигрантам, право на аборты.

Эти горячие темы в каждой стране разные, они просто обозначают естественные водоразделы в обществе. Речь идет о группах людей, находящихся в разных точках на шкале ценностей (полнее об этом см. статью «Карта ценностей», «Ведомости» от 2.02.2007). Сейчас американцы-горожане, отучившиеся в колледже, стремящиеся к материальной и духовной самостоятельности в жизни, считают, что на выборах победил «их» человек (см. статью Алексея Байера на этой странице). Он разделяет их ценности, и это им гораздо важнее, чем цвет кожи или принадлежность к той или иной конфессии.

Конечно, президент должен быть человеком «всех», но он остается носителем своего изначального мировоззрения. Это обстоятельство будет определять то, какую часть общества он будет чувствовать своей опорой, не пытаясь при этом превратить общество в нечто монолитное.

В России культурные водоразделы можно описывать по-разному. Сама эта тема – предмет горячих споров. И все-таки трудно спорить с тем, что в силу особенностей истории у нас культура аристократии и «образованных классов» долгое время существовала в отрыве от «народной». Это разделение было силой и социальными революциями размыто, но не уничтожено в советский период. Новые разделения, определяющиеся разросшимся за постсоветское время средним классом, могли бы, наверное, выявиться сейчас. Но, как говорят социологи, российское общество редко когда было таким монолитным в отношении к ключевым вопросам политики и нравственности (доверие к первому лицу, война с Грузией, отношение к Западу и т. д.).

Не исключено, что это единомыслие искусственное, картинка, созданная телевидением и опросами (граждане привыкли отвечать скорее «как проще», чем «как думают»). Это значит, что водоразделы в обществе могут проявиться вдруг и неприятным образом.

Безопаснее для страны, когда разделения известны и проявляются на выборах, а не возникают неожиданно во время кризиса.