Китайская помощь

Президент «Транснефти» Николай Токарев впервые официально признал, что его компания и «Роснефть» ждут долгосрочных кредитов от Китая на $25 млрд

Китай хочет, чтобы «Роснефть» продлила с ним контракт на поставку нефти на 2011–2030 гг. (по 15 млн т ежегодно), говорил тогда источник в российской делегации. Но «Роснефть» пока не договорилась об условиях поставок. Все, что есть, – договор «Транснефти» с китайской CNPC о принципах строительства и эксплуатации нефтепровода, который пойдет в сторону Китая как ответвление от Восточного нефтепровода (вчера Госэкспертиза как раз дала положительное заключение по проекту). А контракты на поставку и прокачку нефти могут быть заключены до 25 ноября, заявлял ранее Сечин.

«Роснефть»

Первая по добыче нефтяная компания России. Основной акционер – государственный «Роснефтегаз» (75,2%). Капитализация – $45,04 млрд. Финансовые показатели (US GAAP, 1-е полугодие 2008 г.): Выручка – $37,5 млрд, Прибыль – $6,88 млрд.

«Транснефть»

нефтепроводная монополия. Акционеры – государство (78,1% капитала, 100% голосов), владельцы привилегированных акций (21,9% капитала) неизвестны. Капитализация – $544 млн (РТС, по привилегированным акциям). Финансовые показатели (МСФО, I квартал 2008 г.): Выручка – 63,6 млрд руб., Прибыль – 23,2 млрд руб.

Китай может одолжить «Транснефти» $10 млрд, а «Роснефти» – $15 млрд, заявил вчера Токарев. Параметры будущих займов пока не определены, оговорился он: делегация обеих компаний сейчас находится в Китае, где обсуждает этот вопрос. Но «Транснефть» хотела бы долгосрочный кредит (примерно на 10 лет) по ставке меньше 7% годовых, деньги должны пойти на инвестпрограмму монополии, рассказал Токарев (см. врез). И для «Транснефти», и для «Роснефти» предлагаются равные условия, добавляет источник в российско-китайской межправительственной комиссии.

Президент «Роснефти» Сергей Богданчиков комментировать свои пожелания не стал. Как не стал недавно подтверждать такие переговоры и вице-премьер Игорь Сечин (он говорил лишь о «значительных кредитах»). Хотя о возможных займах на $20–25 млрд в обмен на 20-летние поставки нефти в Китай стало известно еще в конце октября, когда в Москву прилетал премьер КНР Вэнь Цзябао.

Если «Роснефть» и «Транснефть» возьмут кредиты на названных Токаревым условиях, это хорошая новость не только для госкомпаний, но и для платежного баланса России в целом, отмечает аналитик МДМ-банка Михаил Галкин. Сейчас ставка в 7% годовых – это «очень недорого» (досрочные еврооблигации «Транснефти» торгуются с доходностью 12–14%), не говоря уже о том, что привлечь такую сумму на международных рынках сейчас в принципе невозможно, заключает эксперт.

Китайский кредит на $15 млрд серьезно облегчит жизнь «Роснефти»: на 1 июля ее чистый долг составлял $21,4 млрд, из них $13,4 млрд – краткосрочные займы.

А вот «Транснефти» $10 млрд на всю инвестпрограмму может не хватить (с учетом планов до 2010 г.). Но компания может сосредоточиться только на главном проекте – второй очереди Восточного нефтепровода, отмечает аналитик Unicredit Aton Павел Сорокин: ее сметы пока нет, но понятно, что она будет дороже первой очереди (около 300 млрд руб., или $11 млрд по текущему курсу). А остальные проекты, в частности БТС-2, чиновники могут и отложить с учетом сегодняшней ситуации на рынке, полагает эксперт.