Придется подождать

Столкнувшись с задержками платежей, небольшие компании вынуждены сокращать расходы или искать альтернативные источники средств

У компании Artisan Shutter Co., занимающейся изготовлением жалюзи на заказ, появились проблемы с задержкой платежей, когда в прошлом году начал рушиться рынок недвижимости вокруг их штаб-квартиры в Эль-Кахоне, Калифорния. Но за последние несколько месяцев ситуация значительно ухудшилась. До начала падения рынка недвижимости платежи задерживали 5% клиентов, сейчас – половина. «Чем больше компания, тем меньше они хотят платить авансом», – говорит Триш Волф, совладелица компании. Самый крупный удар компания получила пару месяцев назад, когда им позвонили из архитектурной фирмы и сказали, что не могут выплатить последнюю часть денег за проект, который Artisan выполняла для строящегося высококлассного отеля. Строительство отеля финансировал банк Lehman Brothers Holdings Inc., в сентябре работы были приостановлены, когда Lehman попросил о защите от банкротства, говорит Волф. Artisan не получила $40 000 из счета на $180 000, добавляет она. Несколько дней назад Artisan уволила 15% сотрудников, оставив 25 человек. Основатели компании воспользовались личными пенсионными накоплениями и кредитными картами для оплаты счетов. Сейчас они подумывают о том, чтобы продать здание, в котором работают, и арендовать помещение.

Мелоди Таунсел, руководящая агентством по связям с общественностью, говорит, что четверо из ее восьмерых клиентов запаздывают с оплатой счетов, а одна компания задолжала им с июня $4500. Таунсел, чья выручка в 2007 г. составила около $165 000, в июле взяла в долг у отца $5000, поскольку платежи стали запаздывать все больше.

Стив Голдберг – совладелец компании TLS International LLC из города Нидхэм, штат Массачусетс, занимающейся изготовлением шляп и шапок (годовой объем продаж – приблизительно $1 млн), – имеет около 15 клиентских счетов, платежи по которым задержаны более чем на 100 дней. «Нам очень тяжело, – признается Голдберг. – Теперь мы и сами регулярно задерживаем платежи».

Многие небольшие компании, предвидя дальнейшие проблемы с платежами, предпринимают шаги по сокращению рисков. Таунсел начала выставлять клиентам счета на первоначальный платеж в размере $2000, а в конце этого месяца она начнет брать 10%-ный штраф при задержке платежей.

В компании Digital Blue Inc. из города Мариетта, штат Джорджия, – производителе детских электронных продуктов с объемом продаж $100 млн – говорят, что около 60% клиентов задерживают платежи. В последние месяцы компания ограничила размер кредита, который она предоставляет примерно 20% клиентов. Из-за задержек платежей компания уменьшила запасы на период рождественских праздников и готовится к ухудшению финансовой ситуации в следующем году.