«Мы производим избыточную роскошь», - Венделин Видекинг, президент Porsche
Среди хмурых лиц Парижского автосалона глава только одного автоконцерна казался по-настоящему счастливым. Президент Porsche Венделин Видекинг прямо сиял, когда его расспрашивали о проблемах, которые принес капитализму нынешний кризисPorsche Automobil Holding
Германский производитель автомобилей. финансовые показатели (МСФО за 10 месяцев 2007/08 финансового года): Выручка – 6,02 млрд евро. Акционеры: семьи Порше и ПЬЕх (наследники основателя компании) – 50% (все обыкновенные акции), привилегированные акции торгуются на бирже. Капитализация (Thomson Reuters) – 5,97 млрд евро. Основан в 1931 г. Выпускает спортивные автомобили и внедорожники. Модельный ряд включает Boxster, Cayman, 911, Cayenne. Объем производства – 87 164 автомобиля (за 10 месяцев 2007/08 финансового года).
Видекинг уверен: «Мы все должны привыкнуть к тому, что быстрые деньги и здоровый бизнес – разные вещи. Рыночная капитализация не играет в действительности никакой роли».
Его слова явно отдают иронией. Всего пару недель назад метания фондового рынка раздули стоимость 42,6%-ного пакета Porsche в Volkswagen до 100 млрд евро, а затем обрушили до 60 млрд евро. Но эти американские горки имеют все шансы запомниться харизматичному и в крайней степени самоуверенному главе Porsche благодаря потерям, понесенным другими игроками. Хедж-фонды понесли многомиллиардные убытки, поставив на падение стоимости акций.
Сообщение Porsche, что кроме 42,6%-ного пакета компания владеет опционами на выкуп еще 31,5% акций VW, спровоцировало панические продажи и слухи о немедленном крахе хедж-фондов. VW, по итогам 2005 г. ставшая 15-й в списке крупнейших компаний Германии, на некоторое время превратилась в крупнейшую компанию мира по рыночной капитализации.
Один из ближайших соратников Видекинга радостно цитирует заголовок газеты бывшей ГДР Neues Deutschland: «Porsche пожирает саранчу» (в 2005 г. лидер Социал-демократической партии Германии Франц Мюнтеферинг сравнил менеджеров хедж-фондов и фондов прямых инвестиций с саранчой, которая уничтожает европейские компании ради получения собственной выгоды). Менеджер одного из таких фондов, погоревшего на акциях VW, язвительно замечает: «Похоже, они собираются поставить ему в Берлине памятник с надписью «Венделин Видекинг, убийца саранчи».
«Потребители важнее акционеров»
Видекингу удалось понять многие из парадоксов, порожденных непростыми отношениями Германии и англо-американского капитализма. Веселый усатый менеджер любит до пяти утра пить виски и курить сигары в компании коллег и журналистов, перед которыми он играет роль фермера, объезжая свои плантации помидоров на раритетном тракторе Porsche.
Принимая в 2003 г. награду «Против смертельно опасной серьезности» на «Жирном вторнике» (Mardi Gras, карнавал перед Великим постом), он пошутил: «Мы не производим ничего, кроме избыточной роскоши. Это очень благодарная работа, ведь одни излишние вещи не могут быть заменены другими излишними вещами».
В то же время он один из наиболее высокооплачиваемых менеджеров Германии и всего мира. В прошлом году он заработал 60–70 млн евро, а в этом году может получить и все 80 млн.
Еще более показательны источники дохода Porsche. В прошлом году компания заработала 3,6 млрд евро на торговле опционами VW и всего 1 млрд евро принесло производство машин при обороте в 7 млрд евро. В этом году, а особенно в минувшие недели, Porsche, скорее всего, получила еще больший доход от деривативов. В 2008 г. ее прибыль вполне может превысить выручку от продаж автомобилей. Все это дело рук человека, год назад заявившего Financial Times: «Вопрос в том, как общество может заставить капитал соблюдать все правила. Я никогда не понимал, что такое акционерная стоимость: в этом термине кроется слишком много неясностей. Акционерам достаточно один-единственный раз отдать свои деньги, тогда как рабочие трудятся каждый день».
Критика акционеров долгое время была частью его философии. Он считает, что потребители куда важнее: когда покупатель доволен, счастливы и рабочие, и поставщики. А если остается немного свободных денег, ими можно осчастливить акционеров. «Именно так расставлены приоритеты», – утверждает Видекинг. Их он и внедрил в Porsche, куда он пришел после университета, выучившись на инженера. Но его любовь к машинам зародилась гораздо раньше.
«Многих отталкивает наш стиль работы»
Он родился в 1952 г. в городе Ахене на северо-востоке Германии, неподалеку от границы с Голландией. В 15 лет, после смерти отца (его тоже звали Венделин, так же зовут и сына Видекинга), ему пришлось начать зарабатывать деньги. Его бабушка подогревала интерес внука к автомобилям, даря деньги на игрушечные машинки. Сейчас в офисе Видекинга можно увидеть сотни редких экземпляров из его огромной коллекции.
Когда в 1993 г. он возглавил Porsche, компания была на грани банкротства. Чтобы поддержать завод на плаву, Видекинг вложил в него собственные средства. Он снизил издержки и внедрил принцип непрерывного совершенствования Toyota. Также он расширил линейку автомобилей Porsche, добавив к классической 911-й новые Boxster и Cayenne.
Дела шли отлично до тех пор, пока в сентябре 2005 г. он не шокировал многих инвесторов, объявив о дерзком плане по скупке 20% VW, производившей в 60 раз больше машин, чем Porsche. Три года спустя эта сделка окупилась с лихвой и принесла немалую прибыль акционерам.
Но отношения Видекинга с некоторыми акционерами из клана Пьех – Порше стали несколько напряженными. Его успех с VW заставил некоторых опасаться, что глава компании перерос свою должность.
Отчасти это объясняется его любовью к жестким высказываниям. Он поссорился с внуком Фердинанда Порше, председателем правления VW Фердинандом Пьехом, из-за сомнений в прибыльности любимых проектов последнего – Bentley и VW Phaeton. Пьех был настолько раздражен постоянным вмешательством Видекинга в дела VW, что даже подумывал об увольнении главы Porsche. Правда, председатель правления Porsche Вольфганг Порше топ-менеджера поддерживает.
Прямота натуры Видекинга вызвала конфликт с профсоюзом VW после того, как он заявил, что, если Porsche получит контроль над автопроизводителем, больше не будет «священных коров». Разразившийся скандал – одна из главных его проблем.
Дороговизна акций VW и их высокая волатильность могут сыграть дурную шутку с Porsche и негативно отразиться на балансовой отчетности компании: до конца этого года ее доля в VW должна превысить 50%, после чего Porsche будет обязана консолидировать данные превосходящего ее по размерам автопроизводителя в своей отчетности. Тем временем производство самой Porsche падает из-за финансового кризиса.
Сторонники Видекинга утверждают, что на самом деле президент Porsche не испытывает никакого злорадства при виде проблем хедж-фондов. Но им можно напомнить его слова, сказанные в прошлом году корреспонденту FT: «Конечно, многих отталкивает наш стиль работы. Но вы многому сможете научиться у компании в 2008 г.».